Творчество Моравиа

Введение

Итальянская литература 20 века тесно связана со сложными историческими и политическими процессами, происходившими в стране и мире в целом. На развитие литературы и культуры начала века оказала влияние фашистская идеология, затем исторический опыт второй мировой войны и Сопротивления обусловил сдвиги в национальной жизни во всех слоях общества. В литературе появляется иная направленность: обращение к тематике войны и Сопротивления, отражение пережитых страной драматических событий и смены эстетических ценностей. Главной темой становится обращение к народной жизни. Писатели ставят перед собой задачу рассказать об историческом опыте народа. Таким образом в искусстве, литературе и кино появляется направление неореализма, которое более чем на десять лет заняло видное место в общественно- европейском культурном процессе. Литература неореализма стремилась к правдивому изображению реальной действительности, искала новые средства художественного мастерства, простого и ясного литературного языка.

Характерной чертой литературы этого периода является ощущение ответственности перед человеком и за человека, за его будущее, за его существование. Кроме того, появляется чувство страха, что «цивилизация потребления» вытесняет в человеке подлинные духовные и эстетические ценности, в результате чего в произведениях появляются такие понятия как
«опустошенность», «тоска», «абсурд», «некоммуникабельность», «отчуждение».
Критик Р. Кантони в статье «Болезнь нашего века» говорит, что наиболее внимательные и чуткие писатели описывают современного человека как существо, охваченное гнетущей тревогой, выбитое из колеи и заблудившееся в лабиринте обстоятельств. Писатели показывают эти моменты «изнутри», переплетенные в человеческой психике, констатируют одиночество, фетиш вещизма и богатства.

Произведения Альберто Моравиа

Альберто Моравиа родился 28 ноября 1907 года в Риме. Получить образование, традиционное для ребенка из обеспеченной семьи, ему не удалось. В девять лет он заболел костным туберкулезом и провел в больницах и санаториях все детские годы. Вернулся к активной жизни, когда ему было уже 17 лет. Это сыграло большую роль в его творческом становлении, т.к. культуру он приобрел путем самообразования.

Он родился в семье римского архитектора. Он хорошо знал буржуазную среду. Она и стала предметом изображения в его творчестве.

После первых стихотворных опытов и новелл на французском языке,
Моравиа в 22 года опубликовал на собственные средства роман «Равнодушные».
Роман выявляет специфические моменты самосознания буржуазного интеллигента
XX века: некоммуникабельность, одиночество. Именно эта проблематика осталась в центре внимания Моравиа как художника-моралиста.

На переднем плане у Моравиа феномен психологии человека, раскрывающийся уже в заглавии. Очевидно, что смысл по своей сути однозначен. Порой Моравиа объединяет их словом «ничто». Но это не имеет никакого сходства с нигилизмом. Есть отчуждение, как антипод жизнеутверждения и нравственной стабильности.

Все, о чем писал Моравиа, прямо или косвенно соотносится с литературой, искусством, так как эта сфера бытия может служить моделью многих человеческих отношений.

Все романы, рассказы, новеллы, где Моравиа пытается философски осмыслить проблему творческой личности, по существу, об одном и том же – художник стремится проникнуть в реальный мир, понять его и создать подлинное произведение искусства. Но всякий раз такие намерения терпят фиаско.

Проблема отчуждения для итальянского романа – не привнесенная из вне модная тема. Этот социально-психологический мотив зазвучал в 20-е годы в особой тональности.

Действие «Равнодушных» развертывается в узкой сфере буржуазной семьи.
Лео, богатый любовник Мариаграции, матери двух детей, стремиться соблазнить ее дочь Карлу. Девушка не любит Лео, но уступает ему, надеясь изменить свою жизнь: ей опротивела царящая в доме фальшь, однообразие, сцены ревности. Ее брат Микеле, вялый и инертный юноша, понимает подлость Лео, разбившего их семью, разорившего их. Но сильнее ненависти – его равнодушие, безразличие к моральным нормам.

Микеле заставляет себя ссориться с Лео, а, узнав, что Лео стал любовником сестры, стреляет в него. Но все попытки неудачны, у Микеле нет искреннего порыва.

Развязка ничего не меняет в положении молодых героев. Лео решает жениться на Карле, но ее жизнь будет такой же тусклой и фальшивой, как жизнь матери, как жизнь всей среды, сделавшей из брата и сестры
«равнодушных».

Главную идейную нагрузку несет образ Микеле. Юноша поражен болезнью тщеславия и равнодушия, он осознает себя неполноценным человеком.

Малодушие, самоирония, двойственность, нерешительность – производные его безразличия. Он видит ничтожность соей жизни, но на гнев и возмущение не способен. И тем более на борьбу. Удел Микеле – отчужденность, духовное одиночество.

Характерно, что в своем отчуждении от семьи Микеле не делает различия между матерью и сестрой, не замечает душевного надлома Карлы, его целиком занимают лишь собственные ощущения.

Стремление же Карлы «покончить с прежней жизнью» толкает ее к тому, чтобы кинуться в бездну, окунуться в грязь. Ее покорность – тоже форма равнодушия.

Лео и Мариаграция – законченные эгоисты, чудовищно равнодушны к ближним. Мариаграция знать ничего не хочет, кроме страсти к Лео, кроме светского тщеславия. Фальшь приросла к ней, как кожа, она лицемерит, даже когда кажется самой себе искренней. Дети платят матери безразличием и неприязнью, уступая в спорах. Из-за эгоистического желания обеспечить себе покой.

Прямое вмешательство автора в повествование, откровенно отрицательные ремарки вносят в роман элемент эмоциональности, которая в дальнейшем в творчестве Моравиа сменится более строгой психологической характеристикой.

В «Равнодушных» Моравиа переходит от психологии одного персонажа к психологии другого, высвечивая эмоции и внутренний мир каждого.

Характеры в «Равнодушных» не развиваются, все персонажи в конце остаются такими, какими были в начале романа. Во всех сценах каждый остается в рамках своей роли, с тем же поведением: спокойная наглость Лео, ревнивые выходки Мариаграции, вспышки гнева и возмущения Карлы, сменяющиеся покорностью, тщетные попытки Микеле затеять ссору. Напряженность ситуации нарастает только в результате действий Лео. Он единственный двигатель событий, он знает, чего добивается.

Роман «Равнодушные» — первая веха на творческом пути Моравиа. Это роман-реалия того времени, разоблачающий общественные пороки. Роман показывает духовную пустоту молодого поколения привилегированных классов 20- х годов. Действие происходит в то время, когда Муссолини утверждал, что идеи фашизма вдохнут в молодежь моральные доблести древних римлян.

Ненависть Моравиа к этому мирку, к этому психологическому типу, к эгоизму не только не ослабела, но с годами приобрела бичующую силу сатиры.
Писатель ничего не прощает равнодушным.

Фашизм на всю жизнь оставил в душе писателя горький осадок, дал повод для нравственных раздумий. И с каждым годом эта антифашистская тональность звучала все явственнее, хотя Моравиа признавался, что у него и в мыслях не было разоблачать социальную систему фашизма.

На последующие романы и повести влияет творчество Пруста, Кафки.
Переплетение модернистских и реалистических тенденций в творчестве Моравиа на протяжении 30-х годов.

Он обнаруживает пустоту и лживость, трусость и приспособленчество в мире буржуазной интеллигенции. Озлобленные, изголодавшиеся люди населяют его роман «Ложные притязания». Здесь все фальшиво, мелко. Возлюбленная героя романа Андреина хочет подняться над этим миром, уверовать в себя, и совершает убийство. Моравиа в обстановку фашистской Италии переносит ситуацию «Преступления и наказания» Достоевского. Осмысливает его при помощи психоанализа.

К середине 30-х годов в творчестве Моравиа усиливается пессимизм, неверие в возможности человека. В этот период появляется цикл философско- сатирических рассказов, позже вошедших в сборник «Эпидемия». Здесь проявляются элементы социальной сатиры. Автор прибегает к аллегории, чтобы осудить фашистскую идеологию. В рассказе «Эпидемия» символом фашизма является странная болезнь, которая выражается в отвратительном запахе, исходящим из головы заболевшего. И это зловоние для заболевшего превращается в приятный аромат. Спустя 100 лет после начала эпидемии, вся нация лишилась органов обоняния. И никакого спасения от фашистского зловония автор не видит. Из-за своих «антифашистских памфлетов» Моравиа преимущественно жил во Франции, опасаясь репрессий.

Фанатизм Моравиа нашел в 30-е годы опору в теории Фрейда, которую он абсолютизировал как философию существования человека, а его сексуальное начало – определяющее в личном и общественном поведении.

В 1940 году он написал сатирический роман «Маскарад», в котором ясно видна сатира на антифашистскую диктатуру и где в форме гротеска изобразил
Муссолини, после чего его возврат в страну стал невозможен.

С особой резкостью поставлены этические проблемы в послевоенном творчестве Моравиа. Антифашистский пафос зрелых произведений определил новые качества его творчества – усиление политических тенденций, демократичность, появление оптимизма. Неореализм привнес в его произведение новые темы. Вместе с тем усиливается философичность повествования.

В 1947 году он создает роман «Римлянка». Действие «Римлянки» (1947) происходит во время конфликта в Абиссинии, но, как и в «Равнодушных», время лишь обозначено. Главная героиня романа – проститутка Адриана, женщина с ликом Мадонны и душевным цинизмом блудницы, — рассказывает историю своей жизни, пытаясь разобраться в себе. Она питает необъяснимое для нее самое пристрастие к бандиту Сонцоньо, которого вместе с тем ненавидит и презирает. Любовь Адрианы Диодати Джакомо, студент юридического факультета, участник антифашистского Сопротивления. Сонцоньо и Диодати погибают;
Адриана едва замечает гибель первого, горько оплакивая второго. Она же ждет ребенка, отцом его считает Сонцоньо, но ребенка вверяет семье покойного
Джакомо, поверившего в свое отцовство. В финале романа блудница перерождается, обретя черты Мадонны.

Сонцоньо – «сильная личность», и это придает ему аллегорическое и пародийное звучание. В романе он совершает два непреднамеренных преступления. В его действиях ощутима жестокая философия жизни. В образе
Сонцоньо просвечивается тема «преступления и наказания». Она же присутствует и в образе Джакомо: попав в руки полиции, юноша выдает своих товарищей по подполью. Преступление Джакомо совершает не из-за страха пыток и не ради корысти, а из-за внезапного равнодушия. Юноша беспощадно осуждает свое преступление, его самоубийство – есть наказание за вину.

Эта социальная подоснова безразличия и приспособленчества была вновь раскрыта писателем в романе «Конформист» (1951 г.). Герой
«приспосабливается» не только к среде, но и к политическому строю фашизма.

С годами иллюзорность всего сущего захватывает и автора.

В 1953 году выходит первая книга «Римских рассказов» Альберто Моравиа.
В 1959 году писатель выпускает второй том. В «Римских рассказах» воскрешается традиция Боккаччо: короткая, событийная новелла, с неожиданной концовкой. Есть единая тема: жизнь трудового Рима, показанная в картинках – этюдах. При этом его трудящийся человек – одиночка, «маленький» человек.

Принципиально новым для Моравиа является герой. Это городской парень, тот, кто водит такси, стоит за прилавком, моет посуду в ресторане, бродит в поисках работы. Автор близок к неореализму. Это сказывается и в демократичности писателя, и в точном бытовизме. Но нет темы солидарности обездоленных, что характерно для реализма.

Комическая новелла Моравиа глубоко лирична, повествование почти всегда от первого лица. Психологизм в «Римских рассказах» тоже новый: изображение еле заметных движений души в момент незначительного происшествия.

Одна из лучших новелл сборника – «Ромул и Рем». Она напоминает античную легенду. Ремо и Ромоло когда-то были однополчанами. Теперь безработный Ремо бродит по улицам Рима, он ослабел от голода и решается разыскать однополчанина Ромоло. Доедая вкусный обед, Ремо замечает, как бедна траттория Ромоло, в которой нет посетителей. У Рема сжимается сердце, но денег у него нет, он убегает, не заплатив. Бывшие братья по оружию вынуждены стать врагами.

Тема нищеты поразительно звучит и в таких новеллах, как «Воры в церкви» и «Младенец». В первой обезумевшая от бедствий женщина уверяет, что сама Мадонна подарила ей хранившееся в церкви драгоценное ожерелье. Во второй супружеская пара, живущая в трущобе, решается подкинуть своего новорожденного ребенка. Но в последний момент материнский инстинкт одерживает вверх.

Роман «Чочара» начатый Моравиа еще во время войны, был завершен и издан в 1957 году. Героиня романа Чезира – приехавшая в Рим из горной
Чочарии. В образе Чезиры Моравиа представляет читателю сильный характер, это незаурядная женщина, энергичная, нравственно стойкая. Рядом с ней – контрастный образ, ее дочь Розетта, уже настоящая римлянка, хрупкая, душевно ранимая.

Основа сюжета – странствование Чезиры и Розетты по дорогам войны. В композиции романа есть антитеза – женщина и война. Чезира не только спасается от войны, она учится осознанно ненавидеть ее. Ведь война лишила ее крова, достатка, принесла бесчестье ее дочери. Она сохраняет веру в идеалы добра и надежды на лучшее.

В романе есть очень интересный персонаж Микеле Феста, студент, выходец из крестьянской среды. Его взгляды романтические. Он антифашист, и Чезиру приобщает к тому же. Это первый случай у Моравиа, когда его герой- интеллигент соприкасается с человеком из народа.

Сопротивления в романе «Чочора» не, но есть осуждение войны, как преступления против человечества. Роман суров по своему колориту, сатира выдержана в патетических тонах. Но здесь исчезает тема «равнодушия», повествование ведется от лица женщины, эмоциональной и категоричной в своих суждениях.

Роман «Презрение» написан в 1954 году. Здесь затронуты социальные и эстетические проблемы. В центре романа – судьба художника и судьба искусства. Две сюжетные линии развиваются параллельно, но связаны между собой между собой.

С середины 50-х годов Моравиа вновь обращается к среде «ненавидимых», открывая новые оттенки морального распада в преуспевающем буржуа и в образе интеллигента.

Тема отчуждения еще тревожнее звучит в романе «Скука» (1960 г.). Тоску и скуку ощущает художник Дино в оторванности от реальной жизни, разрыв с окружающим миром. Это мешает способности творить, художественно воспринимать окружающую природу, людей, вещи. Если для Дино скука – источник страдания, то для его матери такая отчужденность – норма. Выход из положения герой ищет в эротике. Сексуальное наваждение, доводящее до самоубийства – вот средство борьбы со скукой. Связав в одно секс и отчуждение, перегрузив роман эротическими сценами, Моравиа ослабил художественное звучание произведения. Фрейдистской сексуальностью пропитаны и последние романы автора.

Сборник рассказов «Автомат» (1962г.) предельно ясно выражает общую мысль, вынесенную в названии.

На пороге 70-х годов в «семейном романе» становится более выраженным социально-политический аспект. Налицо резкое неприятие тех лицемерных моральных догм, которые призваны замазать несправедливость в мире.

В романах и новеллах 70-х годов Моравиа еще сильнее критикует аморальную буржуазную интеллигенцию. В циклах рассказов «Рай» (1970) и «Ух ты» (1976) — вереница судеб богатых итальянских женщин. Все они – «вещи», рабыни денег, фальшивых отношений. Утрачены подлинные человеческие чувства, царит ложь, притворство, скука. Женщины осознают свою унизительную роль, но не в силах разорвать порочный круг.

В гротескном романе «Я и он» (1971) высмеян молодой киносценарист, мнящий себя антибуржуазным бунтарем. А оказывается трусливым прихлебателем у циничного продюсера. Моравиа не жалеет язвительности на молодежь, которая только играет в революцию и снимает «архиреволюционный» фильм на средства родителей.

Неореализм, родившийся на войне Сопротивления, представлял собой в послевоенное время художественное явление первого плана и оказывал заметное воздействие на литературу.

Заключение

В творческом процессе Моравиа не раз видоизменял технику стиля, романной структуры. Его идеал – «ясновидящая отстраненность». Писатель под микроскопом разглядывает некоторые аспекты современной ему реальности, создает типаж и настроение. Его лексика довольно проста, даже скудна, основной упор идет на синтаксис. Такой стиль почти сводит на нет лирические элементы.

Автор не ставит задачу иллюстрировать общественные события, но есть психологическое состояние общества. Иногда Моравиа сознательно обостряет это состояние, прибегая к пародии и маске. Моравиа всегда привлекали маски.
Он не воспроизводит реальность, а устраивает маскарады, иногда кажущиеся более достоверными, чем сама реальность.

В романах наблюдается тенденция драматизировать действие. Трагедия, по его убеждению, искусство синтетическое, а он добивается синтеза в романе.

Главным в литературе Моравиа всегда был человек, хотя, изображая реальную личность, нередко прибегал к абстракции, даже абсурду. Несмотря на жизненные обстоятельства, человек по природе своей гуманен, и находится в постоянном противоречии с общественным устройством.

Список литературы:

1. История итальянской литературы XIX-XX вв. «Высшая школа». М.,

1990.

2. «Равнодушные. Римлянка». А. Моравиа. Вступительная статья И.

Заславской. «художественная литература». М., 1990.

3. Итальянский роман сегодня. З.М. Потапова. Издательство «Наука».

М., 1977.

Поделиться материалом: