Чоросы — ойротские князья

В истории Алтая и Центральной Азии средних веков и нового времени, особенно после распада Юаньской империи (конец XIV в.) и до середины XVIII в., заметную роль играли ойраты (ойроты). О происхождении этого народа и его этническом составе существуют разные точки зрения. Преобладающая часть исследователей относит их к числу монгольских народов. В период существования Джунгарского ханства (XVII-середина XVIII в.) ойроты или дёрбен ойроты состояли из следующих крупных этнических (племенных) групп: дёрбет, джунгар (чорос), хойит, торгоут и хошоут. Однако в первой трети XVII в. основная масса торгоутов и часть дёрбетов перекочевали в низовье Волги, и образовали там Калмыцкое ханство во главе с тайши Хо-Урлюком. А хошоуты, под главенством правителя Туру-Байху (младший брат Байбагас-хана) переселились на Куку-нор и также создали свое Хошоутское ханство.

По монгольским и китайским летописям известно, что князья (нойоны) хошоутов вели свое происхождение от Хабуту-Хасара — младшего брата Чингис-хана. А торгоутские князья происходили от кереитского ван-хана Тогорила (современник Чингис-хана) и, наконец, князья хойитов являются потомками Кутука-беки (по «Шара-Туджи»). О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос. А во-вторых, первым исторически достоверным лицом был Хутхай-тафу — сановник (тысячник) монгольского Эльбек-хана (правил в 1392-1399 гг.). По поводу основателя рода чорос существуют различные легенды и предания.

Согласно одной легенде, основатель рода был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка [Очир А.,1996, с.6]. А по другой легенде, похожей на первую, найденышу дали имя Чорос потому, что возле него стояла чашка (вероятно, «чара/чоро» — большая деревянная чашка или чара). Нашедшие его люди сказали: «Имеющий отцом урун дерево и матерью ули птицу Одун-Бодын тайши». Его вырастили, воспитали и сделали своим царем. Еще в одной легенде говорится, что матерью подкидыша — сироты была дочь дракона (лу) в облике утки, а отцом — сын божества тенгри [Потанин Г.Н., 1883, с.326; КИЛП, с.143]. Попытка связать имя рода чорос с созвучным названием деревянной трубки (чорго/цорго) или чашки (чоро/чара), очевидно, является поздней народной этимологией.

Между тем, в генеалогии джунгарских ханов и тайшей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Биохана или Боханя (см. генеалогическую таблицу в конце статьи). Нас заинтересовал вопрос: был ли у Био-хана (Боханя) реальный исторический прототип? В поисках ответа на вопрос мы обратились к письменным источникам и вот что обнаружили. Например, о родоначальнике государей найманов написано: «Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингис-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ Буку-хан: В древние времена Буку-хан был великим государем, (к памяти) которого уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева (подчеркнуто нами — Н.Е.)» [Рашидаддин, т.1, кн.1, с.150-151]. В унисон этому в китайской летописи «Ляо-ши» есть краткое упоминание о том, что столица Уйгурского каганата Орду-балык была основана Буку-ханом [Малявкин А.Г., 1974, с.73, 141]. Наконец, имя этого кагана имеется в рунической надписи на каменной стеле в честь уйгурского Бёгю-кагана [Кляшторный С.Г., 1987, с.19-37]. Теперь с большой долей вероятности можно допустить, что уйгурский Буку (Бёгю)-каган и найманский Буку-хан — это одно и то же лицо. Ибо уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (найманы), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране. Есть также основание предположить, что уйгуро-огузский Бёгю (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом генеалогических преданий ойрато-джунгарских князей из рода чорос. Для объяснения последнего положения обратимся к проблеме этимологии этнонима чорос.

Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чудь позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов — чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин [Екеев Н.В., 2002а, с.126-127].

Таким образом, по мере усиления ойротских князей — потомков чоров (чуров) в послеюаньское время, их клан (род) стал называться чорос (чурас). Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел четко выраженное этническое значение, т.е. стал этнонимом. Подобную же эволюцию претерпели другие древнетюркские и древне-монгольские административно-военные образования. Например, тёлэс>тёлёс и тардуш>тодош, тургак> тургаут/торгоут и минг (тысяча)>мингат и т.д.

Нельзя обойти вниманием то, что в алтайских исторических преданиях говорится о наличии родственных связей отока (сёока) тодош с чоросами. Например, предание об Алаганчыке из сёока тодош, который в одном сражении совершил неслыханный поступок — убил старшего богатыря своего сёока по имени Пойдо. Историческим прототипом Пойдо является Пойдон (Бойдон) Сакылов. Его отец Сакыл Кулин и дед Кула-тайши относились к боковой линии правящей чоросской династии джунгарских ханов. Реальность указанных лиц подтверждается сибирской историей и калмыцкими летописями. У Бойдона Сакылова, погибшего в 1709 г., остался сын Манзу, также известный в истории Сибири. В другом предании повествуется о том, что в верховьях Иртыша проводилась свадьба сына ойротского хана. Права открыть торжество и держать занавес (кёжёгё) невесты было предоставлено певцу и острослову Кёйё (Кёjё) также из сёока тодош. В этом предании отразились события времен правления хана Цеван-Рабтана. Скажем также, что название подразделения манjи-тодош, по рассказам стариков, произошло от имени человека. Вполне допустимо, что манjитодоши являются потомками подданных Манзу (Манjи) Бойдонова. В других преданиях подчеркивается, что в числе дружин, сражавшихся на стороне последнего джунгарского хана Давачи, были воины из сёоков манjитодош и котонкыпчак. Примечательно и то, что до недавнего времени среди алтайцев встречались созвучные имена: Чоро, Чур, Чорбон, Чуркан [Екеев Н.В., 2002а, с.127].

Таким образом, автор попытался собрать разрозненные материалы и высказать свои суждения по поводу проблемы происхождения чоросов — одного из ведущих ойротских племен. На данном этапе не все тезисы достаточно аргументированы, но они продиктованы объективными трудностями, связанными с ограниченными источниковыми материалами. Тем не менее, было стремление по иному взглянуть на старую, но все еще актуальную и сложную проблему этнополитического, этнокультурного взаимодействия, взаимовлияния родственных тюркомонгольских сообществ Центральной Азии в период средневековья.

Генеалогия ойротских князей-чоросов:

I. Джунгарские нойоны — чоросы

II. Дёрбетские нойоны — чоросы

III. Баятские нойоны — чоросы

Список литературы

На русском языке

1. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с ХV столетия до настоящего времени. — СПб., 1834.

2. Екеев Н.В. Алтайская этногония (вопросы состава, типологии, этимологии, стратиграфии) // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. — Горно-Алтайск, 2002а. — N8. — С.120-136.

3. Екеев Н.В. Дёрбен-ойраты (к проблеме этимологии и этнической идентификации) // Мир Центральной Азии. — Улан-Удэ, 2002б. — Т.1. — С.124-131.

4. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. — М., 1983.

5. КИЛП — Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе /Составитель А.В.Бадмаев. — Элиста, 1969.

6. Кляшторный С.Г. Надпись уйгурского Бёгю-кагана в Северо-Западной Монголии // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. — М., 1987. — С.19-37.

7. Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX-XII веках. — Новосибирск, 1974.

8. Митиров А.Г. Ойраты — калмыки: века и поколения. — Элиста, 1998.

9. Моисеев В.А. Материалы к родословной джунгарских ханов. (Из показаний в России нойона Норбу-Данжина) // Вопросы археологии и истории Южной Сибири. — Барнаул, 1999. — С.197-200.

10. Очир А. О происхождении этнических названий монголов, боржигин, хатагин, элжигин и цорос // Монголо-бурятские этнонимы. — Улан-Удэ, 1996. — С.3-8.

11. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. — СПб., 1881. — Вып.2.

12. Радлов В. Титулы и имена уйгурских ханов // Записки Восточного отдела Русского археологического общества [1890 или 1891]. — Т.V. — С.265-270.

13. Рамстедт Г.И. Этимология имени ойрат // Сборник в честь 70-летия Г.Н.Потанина. — СПб., 1909. — С.550-553.

14. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. — М.-Л., 1952. — Т.1. — Кн.1.

15. Санчиров В.П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. — М., 1990.

16. Чернышев А.И. Общественное и государственное развитие ойратов в ХVIII в. — М., 1990.

17. Шара Туджи: Монгольская летопись XVII века /перевод Шастиной Н.П. — М.-Л., 1957.

На монгольском языке

Сyхбаатар Н. Баруун хязгаарын нийгэм-улус тёрийн хёгжлийн туухэн тойм (XX зууны эхэн yеэс 1930-аад он). — Улаанбаатар, 2000.

 

 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Поделиться материалом: