Среди многих методик практического обучения кейс-метод выделяется тем, что дает возможность учащимся в буквальном смысле «прожить» определенную ситуацию и, через привлечение в качестве инструментария для разрешения задачи всего потенциала знаний и умений, найти оптимальное из многих возможных решение.
По своей сути кейс-метод является активной имитационной формой обучения, задействующей все четыре вида активности учащегося – мышление, действие, речь и эмоционально-личностное восприятие информации. Благодаря этому он позволяет студентам целиком погрузиться в смоделированную ситуацию и тем самым обеспечивает наиболее результативные способы усвоения теоретических исходных данных и практических способов действия. Кроме того, упор на активные действия, неразрывно связанные с глубинным анализом происходящих в «игре» событий, позволяет студентам в будущем осуществлять свою профессиональную деятельность более эффективно.
Основой и отличием метода кейсов — от английского случай, дело — является «жизненность» моделируемых ситуаций, поскольку база для создания кейсов — всегда реально происходившие события. Это позволяет создать заинтересованность студентов в занятиях и повысить их мотивацию. Кроме того, такая подготовка способствует не только становлению профессионалов в своей сфере, но и формированию системы ценностей, этики и мировоззрения студента.
Как и в других обучающих системах, использующих принцип активного обучения, в кейс-методе предлагаемая к анализу ситуация разрешается ее участниками через определенные роли, выбранные заранее. Эти роли представляют собой совокупность требований к лицам, занимающим определенные должности или исполняющим определенные обязанности, и их выполнение является обязательным для выбравших их студентов.
Главным действующим лицом в методе обучения ситуационного анализа выступает преподаватель. От его компетенции и уровня подготовки зависит, насколько интересна, многогранна и значима будет выбранная для анализа ситуация. Так же преподаватель выступает и в качестве ведущего занятий, обеспечивая диалог между студентами и направляя их в поиске решений. Поэтому, помимо профессиональных качеств, он должен обладать еще и определенными личностными характеристиками: демократичностью, прогрессивным взглядом на процесс обучения и стремлением не только «передать» знания, но и получить ответную реакцию в виде интереса и мотивации студентов в учебе.
Целью кейса всегда является выработка алгоритма действий в определенной ситуации. При этом задачей кейса может быть как анализ сложившихся условий с разбором действий участников и поиском других вариантов, если исходные данные сформулированы как завершившееся событие, так и выбор практических шагов в решении конкретной задачи, если кейс сформулирован как незавершенная ситуация.
Единственным источником сюжетов, фактологических данных и постановки проблемы при формировании кейса, как уже было сказано выше, являются реальные ситуации из сферы экономической, социальной и культурной жизни общества.
Источником для базовой части кейса является образование. Сложность и многоаспектность метода кейс-обучения обуславливает большое количество используемых в нем методик и технологий обучения и воспитания. Эти приемы обеспечивают работу с коллективом, группой и личностью одновременно. Такой подход гарантирует как развитие индивидуальности студента, так и его умение работать в партнерстве.
Третьим источником формирования кейса как комплекса является наука — из нее черпаются ключевые методологии, реализующие аналитическую деятельность и системный подход в решении проблемы, а также другие методы, входящие в комплекс решений поставленной задачи.
Конечно, «высшей» целью любого кейса является обучение, однако, в зависимости от преобладания воздействия какого-либо источника на кейс в целом, его области применения могут меняться.
Если основным содержанием кейса выступает реально сложившаяся ситуация с определенными, заранее оговоренными действиями участников, то кейс выступает в качестве тренинга оптимальных действий в подобных ситуациях, закрепляет знания и навыки поведения.
При обобщении нескольких реальных ситуаций в целях их типизирования и представления студентам в качестве пособий к изучению в качестве общих, не конкретных примеров, кейс выступает в качестве обучающего. При этом не привязанные к строгим фактам единственного случая «сборные» конструкции кейсов используются для обнаружения связей и аналогий с другими ситуациями и подготовки к такому анализу в будущей практической деятельности.
Реже, чем два предыдущих, в обучении применяется научно-исследовательский кейс. Это связано с тем, что основное его назначение – обучать исследовательским навыкам с помощью метода моделирования. Основная область работы с такими кейсами – последипломное образование.