Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.
В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
Стили речи
Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
- Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
- Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
- Высказывание обычно бывает:
- Точным
- Доказательным + термины.
- Обобщенным (о группе предметов)
- Отношения автора нет.
- Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
- Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
- Задача речи:
- Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
- Дать точные указания, рекомендации.
- Высказывание обычно бывает:
- Официальным
- Точным
- Бесстрастным (лишенным эмоций)
- Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации. (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
- Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
- Задача речи:
- Сообщить информацию
- Воздействовать на массы
- Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
- Высказывания бывают:
- Злободневными по теме
- Яркими, страстными, призывными
- Удачный заголовок
- Языковые средства и приёмы построения текста:
- Прямое обращение к читателю
- Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
- Экспрессивный повтор и стандартная лексика
- Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
- Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
- Параллелизм в построении этих неполных предложений
- Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
- Сочетание книжной и разговорной речи
- Прямые обращения к собеседнику
- Обратный порядок слов (инверсия)
- Риторические вопросы
Жанры публицистики
Жанр – вид литературного произведения
- Заметка (в газету)
- Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
- Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
- Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
- Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
- Сообщение о каком-либо процессе как процессеАвтор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии). Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
— лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
— темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
- Статья – «объясняющий» жанр
- задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
- Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
- Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
- НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
- Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
- Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
- Портретный очерк
- Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
- Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
- Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьмиСоставные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Список использованной литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://base.ed.ru