Дороги являются важнейшими жизненными артериями любого государства, а на территории Алтайского края демидовская дорога стала одним из факторов хозяйственного и культурного освоения региона. Этот путь тянулся от устья реки Касмалы до современного поселка Колывань Курьинского района.
В августе 2001 года состоялась комплексная экспедиция «Первая демидовская дорога», в которой принимали участие этнографы Барнаульского государственного педагогического университета (А. Бирюков, Б. Пушкарев, М. Овчарова), географ Алтайского государственного университета М. Татаринцев, методист кабинета «Алтайавтодора» «История дорог Алтая» С. Ю. Матюшина и алтайский писатель А. М. Родионов.
Главной задачей экспедиции было прохождение по линии первой демидовской дороги, обозначенной на карте «Великой северной экспедиции» 1734 года, с целью изучения обусловленности пути от природно-географических и ландшафтных условий, а также определения историко-культурного наследия и влияния дороги на населенные пункты.
Cведения о придорожном крестьянском мире Алтая уже присутствуют в путевых описаниях П. С. Палласа. В них отражен крестьянский быт сел, которые проезжал ученый во время своего путешествия[1]. Необходимость изучения притрактовых сел Сибири уже осознавалась исследователями XIX века. М. Загоскин утверждал, что: «умственный кругозор здешнего крестьянина шире, чем где-нибудь в глуши» «…странствование с обозами и с „торгом“ сказались и в расширении знаний, и в суждениях»[2]. Эта мысль получила свое развитие в среде ученых 50-х годов XX века. В это время Г. К. Вагнер изучил деревянное зодчество старожильческих сел Восточной Сибири, расположенных по Якутскому тракту и попытался определить факторы, влияющие на формирование архитектурной среды притрактовых населенных пунктов[3].
В настоящее время известны работы, посвященные истории существования московского тракта, написанные новосибирским ученым, деканом Исторического факультета НГПУ О. Н. Катионовым. Готовится к защите кандидатская диссертация омского аспиранта А. Матвеева, занимающегося проблемами традиционной культуры передвижения Среднего Прииртышья. В тоже время современных исследований, посвященных истории дорог Алтая, практически не проводилось, что в еще больше степени актуализирует научные изыскания в данной области.
Учитывая малые сроки экспедиции (6–11 августа), этнографы БГПУ провели работу, которую можно охарактеризовать как историко-этнографическую разведку. При этом были получены следующие результаты:
Собран комплекс предметов придорожного характера конца XIX — начала XX вв. для будущего музея «Истории дорог Алтая».
На основе полевых этнографических опросников, разработанных сектором Устной истории и этнографии Лаборатории исторического краеведения БГПУ, были зафиксированы воспоминания старожилов, связанные с придорожной спецификой населенных пунктов.
Изучены особенности традиционной крестьянской, административной и купеческой архитектуры.
Составлен развернутый опросник по изучению историко-культурного наследия дорог Алтая.
Проанализировав собранные в ходе экспедиции материалы, поставлена задача определения особенностей материальной и духовной культуры в притрактовых и придорожных селах и степени ее сохранности, с целью установления перспектив ее дальнейшего изучения.
При исследовании сохранившейся крестьянской архитектуры конца XIX — начала XX веков вырисовывается следующая картина. В организации индивидуального жилого пространства поселений полосы первой демидовской дороги использовались традиции, в целом характерные для различных этнокультурных групп населения Алтая (рис.1). При этом влияние дороги на применение конструктивных приемов в строительстве жилища и хозяйственных построек на основе собранных материалов пока не прослеживается. В то же время, в планировке и застройке населенных пунктов, расположенных у дороги, четко выделяется придорожная специфика. Наряду с традиционной в Сибири планировкой с ориентировкой улиц относительно водоема (долинно-приречный и долинно-приозерный типы), в исчезнувшей деревне Старо-Барнаульской, селах Парфеново, Урюпино, Калмыцкие Мысы присутствуют элементы застройки и ориентировки вдоль тракта (притрактовый тип населенного пункта).
В конце XIX века функциональное назначение дороги стало меняться. Это было связано с упадком горнозаводской промышленности и увеличением роли в экономике округа сельского хозяйства и предпринимательства. В связи с этим, изменились приоритеты использования данного тракта преимущественно как аграрного, с сохранением его административного и коммуникативного значения. Вполне логичным можно считать мнение о влиянии дороги на экономическую и социальную сферы, что выражалось в конце XIX — начале XX века в ускоренном капиталистическом развитии придорожных сел по сравнению с населенными пунктами, находящимися вдали от нее. Можно предположить, что именно эти факторы обусловили появление в крупных притрактовых селах, которые чаще всего являлись волостными центрами, каменной административной и купеческой архитектуры (Парфеново, Калмыцкие Мысы) (рис. 2).
О дороге и ее значении в жизни крестьян конца XIX — начала XX вв. во время экспедиции были собраны воспоминания старожилов, которые довольно отрывочны и фрагментарны. Однако по ним можно восстановить некоторые моменты, характеризующие особенности крестьянского мира и культуры, обусловленные функционированием дороги. В современной сельской среде исследуемых сел сохранилась информация об организации и действии ямщины и гоньбы. В селах Калмыцкие Мысы и Рудовозово встретились рассказы, которые свидетельствуют о том, что в их общинах существовало особое распределение повинностей, часть которых была направлена на ремонт и обслуживание путей сообщения. Полученные устные материалы дополняется интересными фольклорными источниками, напрямую связанными с придорожным жизненным укладом села (песни о странствиях и легенды о разбойниках, промышлявших на дороге).
Таким образом, путь, проложенный в начале XVIII века с целью развития горнозаводской промышленности, в дальнейшем трансформировался в дорогу сельскохозяйственного и торгового назначения и оказал влияние на историко-культурное и экономическое развитие притрактовых сел.
Анализ экспедиционных материалов определил возможные перспективы изучения Демидовской дороги и других исторически сложившихся традиционных путей коммуникации. Прежде всего, особое внимание следует уделить выявлению особенностей традиционной крестьянской архитектуры в притрактовых селах, определению влияния городской, купеческой и административной архитектуры на крестьянское зодчество. Для этого необходим сравнительный анализ с сельской поселенческой структурой конца XIX — начала XX века в населенных пунктах, которые отдалены от больших дорог.
Итоги этнографической разведки показывают, что перспективным является изучение комплекса устных источников дорожной тематики. При интегративных исследованиях с привлечением специалистов различных направлений — фольклористов, лингвистов, возможно расширение исследуемой тематики и ее углубление. В частности, большое значение следует придать изучению на основе воспоминаний старожилов традиционной культуры передвижения, включающей в себя сумму народных знаний, а также последовательное применение этих знаний в конкретных природно-географических условиях в рамках системы сухопутных коммуникаций с использованием элементов материальной культуры (одежда, пища, транспортные средства и. т. п.) населения Алтайского края.
Для выявления на местности трассировки старой не использующейся дороги, переправ через водные преграды, исчезнувших обслуживающих кузниц, необходимо проведение этноархеологических раскопок. Данным методом исследования можно детально реконструировать весь комплекс функционирования и жизнедеятельности дорожных служб. Весьма интересно посмотреть в разрезе вертикальное строение и структуру старой дороги в сравнении с методами современного дорожного строительства.
Список литературы
Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 1. Кн. II. СПб, 1786.
Загоскин М. Одна из сибирских общин (селение Грановское) // Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 год. Иркутск, 1891. С. 39.
Вагнер Г. К. Деревянное зодчество старожилов по якутскому тракту // Советская этнография. № 6. М., 1958.