Кирсанов Семен Исаакович (1906 — 1972)
Поэт, лауреат Сталинской премии (1951)
Родился 5 сентября (18 н.с.) в Одессе в семье портного.
Детские и юношеские годы Кирсанова прошли в Одессе: здесь он окончил гимназию, увидел революцию, начало советской власти, гражданскую войну, пароходы, увозившие белоэмигрантов в Константинополь, и рабочие отряды под красными знаменами, входившие в город.
В 1920-е, учась на филологическом факультете Одесского института народного образования, Кирсанов уже писал стихи о ликбезе, о красноармейцах, о революции.
В 1924 году Маяковский встретил в Одессе 18-летнего юного поэта — сына портного, и взял его под свое крыло, печатая в ЛЕФе, приглашая в совместные поездки. Если говорить о поэзии весовыми категориями бокса, то Маяковский был тяжеловесом, а Кирсанов был в весе «пера», но блистательным мастером формы. Про Кирсанова была такая эпиграмма: «У Кирсанова три качества: трюкачество, трюкачество и еще раз трюкачество». Эпиграмма хлесткая и частично правильная, но в ней забывается и четвертое качество Кирсанова — его несомненная талантливость. Его поиски стихотворной формы, ассонансные способы рифмовки были впоследствии развиты поэтами, пришедшими в 50-60-е, а затем и другими поэтами, помоложе.
Поэтика Кирсанова циркового происхождения — это вольтижировка, жонгляж, фейерверк; как жаль, что у нас на сегодняшний день нет ни одного формалиста такого класса. Формалисты тоже до зарезу нужны. Но все же только формалистом Кирсанова назвать было бы несправедливо.
Кирсанов всей душой рвался в Москву, на «левый фронт», создавать новую поэзию, не похожую на все, что было в прошлом, жаждал споров и открытий. В 1925 приезжает в Москву, публикуется в журнале «Леф», вместе с Маяковским выступает с чтением стихов в разных городах страны. Выходят первые его книги — «Прицел» (1926), «Опыты» (1927), поэма «Моя именинная»(1928). С начала 1930-х активно работает в области стихотворной публицистики (сборники «Строки стройки», «Стихи в строю», «Ударный квартал», поэма «Пятилетка» и др.). Составлял лозунги для заводов, печатался в многотиражках, ездил на строительство Днепрогэса. В конце 1930-х вернулся к лирике, написал «Золушку» и «Твою поэму». С группой советских поэтов ездил по Европе (Париж, Прага, Варшава).
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Кирсанов — корреспондент армейских газет, руководитель бригады, выпускавшей «Окна ТАСС», автор солдатского лубка «Заветное слово Фомы Смыслова», русского бывалого солдата. Писал листовки, лозунги, частушки, фельетоны, стихи.
Важное место в его творчестве занимают поэмы на социально-исторические и философские темы «Товарищ Маркс» (1933), «Золушка» (1935), «Ночь под Новый Век» (1940), «Семь дней недели» (1956) и др., драматическая поэма «Небо над Родиной», поэмы «Эдем», «Александр Матросов» (1946), стихотворная повесть «Макар Мазай» (1947-50; Государственная премия СССР, 1951) и др.
После войны вышли его книги — «Чувство нового», «Советская жизнь», «Товарищи стихи», а также переводы стихов П. Неруды, Н. Хикмета, Луи Арагона и других поэтов. В 1954 опубликовал значительное произведение — поэму «Вершина». К этому же времени принадлежит цикл стихотворений об Италии, стихи о Лондоне и цикл «Ленинградская тетрадь».
Поэзия Кирсанова отличается разнообразием ритмов, словесной изобретательностью; с годами она стала проще по форме, в ней начали преобладать лирико-философские мотивы; поэт размышляет над связями личности с обществом, историей, Вселенной, над собственным призванием.
В последние годы вышли сборники «Лирика. 1924 — 1962″, «Искания» (1967), «Зеркала» (1970).
Перед самой смертью долго и мучительно умиравший от рака горла поэт написал несколько пронзительных прощальных стихов. Он любил молодежь и помог многим, в том числе и мне. Я был принят в Союз писателей с его рекомендацией и подражал ему в ранней юности.
Умер поэт С. Кирсанов в Москве в 1972.
Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/