Шехтель Франц (Федор) Осипович
Годы жизни: 26.07.1859 — 07.07.1926
Архитектор.
Учился в Саратовской гимназии. Не получил законченного профессионального образования, проучившись в МУЖВЗ один год у Д. И. Чичагова (1875-1877). В конце 1880 годов работал помощником у видных московских зодчих — А. С. Каминского и К. В. Терского. Затем, сдав в 1894 г. экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. В 1901 г. был удостоен звания академика Академии художеств (СПб.). С 1896 по 1908 г. преподавал композицию в старших классах Строгановского художественно-промышленного училища.
С 1901 г. член, а с 1906 по 1922 гг. — бессменный председатель МАО, участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
Великолепный рисовальщик, с легкостью переходивший от одной архитектурной стилистики к другой вслед за изменчивой модой. Начал свою карьеру с работ в русском стиле, затем весьма успешно проектировал в стиле популярной в то время викторианской готики. В начале 1900-х гг. построил несколько особняков в стиле модерн, ставших классикой этого направления в Москве. Экспонент выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902-1903 гг.). С угасанием интереса к модерну обратился к протофункционализму («рациональный модерн»), в котором создал свои лучшие произведения, затем — к неоклассицизму.
Начал свой путь в искусстве художником в театре Лентовского, Большом театре и народном театре «Скоморох». Иллюстрировал книги, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник», рисовал афиши, нотные обложки, обеденные меню; участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Выделялся в среде художников-иллюстраторов, благодаря легкости графической манеры и орнаментальной изобразительности. Этот дар не покинул его и в последующей архитектурной деятельности.
Важнейшим для Шехтеля стал 1893 г., когда он получил крупный заказ на особняк от богатейшего московского купца С. Т. Морозова, постройка которого оказалась поворотным моментом его архитектурной карьеры.
Оформляя особняк, Шехтель первым их архитекторов привлек к работе еще мало известного тогда М. А. Врубеля. Врубель, для которого символизм был естественным способом мышления, «обживал» и мифологизировал созданное Шехтель пространство, насыщая его стилизованные готические формы литературными ассоциациями.
После этой, прославившей его работы, Шехтель создал «готический» кабинет для А. В. Морозова, также совместно с М. А. Врубелем, украсившим его вдохновенными панно на темы из Фауста.
В «готике» Шехтель 1890-х годов нашли свое воплощение типичные символические устремления к созданию иллюзорной реальности, навеянной и пронизанной средневековыми легендами и мистикой, намеренно противопоставленной повседневности. Его готические столовые, гостиные, кабинеты, лестницы как бы родились из грез, размышлений, меланхолической декадентской тоски о нездешних духовных сущностях.
Среди построек зодчего 1890-х годов следует назвать «готическую» дачу И.В. Морозова (1895) в Петровском парке, построенный в этом же стиле особняк М. С. Кузнецова и собственный дом (1896).
Работы архитектора конца 1890-х гг. показывали, что столь счастливая для него «готика» все же не казалась ему единственной дорогой в искусстве. Он вновь несколько раз обращался к «русскому» стилю, делал классические интерпретации.
Черты принципиально нового направления впервые проступили в торговом доме Аршинова (1899), созданном через год после первого произведения московского модерна — известного особняка архитектора Л. Кекушева в Глазовском переулке.
Перелом произошел в 1900 г. Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере.
14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, почти на целый год взбудоражившая художественную среду всей Европы. Шехтель был награжден серебряной медалью. Гигантская выставка и новые постройки Парижа произвели на зодчего большое впечатление. Вернувшись, Шехтель создал лестницу в строящемся здании типографии Левенсона, пластика которой явственно перекликалась с формальным языком модного парижского особняка известной певицы Иветт Жильбер на бульваре Бертье, который производил единственное в своем роде впечатление выполненного из пластилина.
В июне 1900 г. Шехтель создал проект своего самого известного модернистского сооружения — особняка московского миллионера С. П. Рябушинского, в годы постройки которого к нему пришло подлинное признание — он стал одним из самых популярных зодчих Москвы, а с 1901 г. — членом ПАХ.
Виртуозное владение пространством позволило Шехтель с блеском реализовать в особняке Рябушинского принцип организации помещений по спирали, вокруг спиралевидного завитка его великолепной мраморной лестницы-волны.
Тонко чувствуя новое место, которое занял орнамент в стиле модерн, часто имевший формообразующее значение и игравший важную роль в чувственном восприятии художественных произведений, выражая напряжение или слабость, подъЕм или спад, Шехтель создал многочисленные варианты волны и спирали и в отделке других своих построек. Мастер стихийной, спонтанной линии, он одним из первых московских зодчих отошел от узнаваемо конкретной орнаментики природных форм и обратился к абстрактному ритмически организованному орнаменту линий и цветных пятен. Таковы его фризы в холле особняка Рябушинского и в фойе Художественного театра, отделанного по его проекту для труппы К.С. Станиславского в 1902 г.
Первые опыты Шехтеля в стиле модерн принесли ему бесспорный успех. Однако, именно в тот период в его стилевые поиски вплелась мощная национально-романтическая струя. Внешним поводом к этому стали заказанные ему павильоны России для Международной выставки в Глазго в 1901 году. В этих постройках он широко использовал метод стилизации, характерный для модерна.
Простота и геометризм форм характерны для доходного дома Строгановского Художественно-промышленного Училища (1904-1906).
Соединение приемов модерна с идеями рационализма и протофункционализма определили облик таких совершенных произведений мастера, как Типография П. П. Рябушинского «Утро России» (1907-1909) и дом Московского Купеческого Общества — лучших построек Шехтель в этом стилистическом ключе. В них им был окончательно совершен переход от изобразительной реальности к условности.
В самом конце 1900-х годов, подвластный переменчивым архитектурным тенденциям современности, Шехтель пробовал свои силы в неоклассицизме — направлении, в котором была сильна национально-романтическая струя, базировавшаяся в Москве на архитектурном наследии ампира. Наиболее характерным произведением этого периода стал его собственный особняк, лишь пропорциональное геометризованное совершенство которого напоминало о достижениях Шехтель в сфере модерна и рационализма. В остальном, особняк стилизовал детали и формы московских послепожарных особняков.
После разрухи первых послевоенных лет Шехтель с 1921 по 1923 гг. возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, продолжал преподавать в Строгановском училище. В те годы он пытался найти свое место в новых строительных замыслах — создал проект обводнения Голодной степи, спроектировал мавзолей В. И. Ленина, гидростанцию и плотину на Днепре. Но почти все его произведения этих лет остались нереализованными.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/