Поезд размеренно шел вперед, испуская черные клубы дыма. Приятный ветерок, создаваемый движением дизеля, приносил с собой гарь и копоть, старавшиеся черными пятнами осесть на лице. Проводники чинно зевали, а пассажиры либо спали, либо боролись со сном и жарой под мерное постукивание колес. Вагон, полный народа в Ярославле, к Нерехте, расположенной в глухом углу Костромской области, наполовину опустел. Название станции — Нерехта — практически не вызывало у меня никаких ассоциаций или образов. Вообще образ любого города — это некая крайне субъективная совокупность исторических, географических, бытовых и психологических составляющих, частных портретов-срезов города. Образ города в сознании человека не есть некая застывшая аморфная масса, а динамичное местоощущение. Образы города у жителя этого города и приезжего совершенно различны. У приезжего изначально вообще нет образа города, а есть только некий стереотип, который сложился под влиянием того, что человек ранее слышал, видел или читал об этом городе. Но попадая в сам город, у человека тут же возникает первичный образ этого города, который в дальнейшем редко меняется совершенно полностью, а лишь дополняется и развивается.
Если год назад одно только упоминание Галича порождало в голове картины Феодальной войны середины XV века, то Нерехта, несмотря на ее почти 800-летнюю историю, связывалась только с одним словом — захолустье. Но именно в этом и вся прелесть этого маленького, тихого, спокойного и уютного городка. Суета Москвы кажется здесь настолько далекой — призраком из другого мира! Даже Кострома видится отсюда огромным и беспокойным муравейником. Время как бы остановилось в Нерехте. Исторический центр города стал своеобразным монументом прошлому. Как и много веков назад спокойно несет свои воды небольшая речка, давшая название городу, как и прежде в ее водах отражаются купола Никольского собора. Вечером в лучах заходящего солнца колокольни церквей и бывшие купеческие особнячки создают неповторимый образ города прошлого века. И печать запустения, наложившего свою лапу на город, только способствует обострению ощущения прикосновения к чему-то древнему, самой Истории. Но утром в лучах восходящего солнца город не играет всеми красками. Обшарпанность домов, разбитость дорог и ощущение некоторой безысходности и печали разрушают сложившийся еще вечером благоприятный образ города. Центральная площадь города, на которой еще 100 лет назад кипела жизнь, пустынна, а многочисленные велосипедисты только удручают. Дух города, сам «город» постепенно умирают. Нерехта — одна из вотчин бывшего текстильного царства — не оставляет впечатление живого города, в который захочется вернуться еще когда-нибудь. А стоящие фабрики и заводы только дополняют эту картину.
Старая купеческая Нерехта потеряла функции центра города, а новый центр, появившийся уже в советские времена, не соответствует духу старой Нерехты. Город почти потерял свое старое «я», а новое так и не сумел приобрети. По тишине и спокойствию с Нерехтой может соперничать только расположенный всего в сотне километров вниз по Волге город Плес. Плес, как и Нерехта, застыл где-то в прошлом. Но это не умирающее, а живое и цветущее прошлое. Автомобиль, пролетев вниз в долину Волги между прибрежными холмами, буквально «разрывает» сложившуюся на протяжении многих веков своеобразную атмосферу этого места. Река Волга, имя Левитана, написавшего здесь свои лучшие картины, невероятный по красоте ландшафт в сочетании с удивительным образом сохранившимся духом небольшого провинциального древнерусского городка создают то лицо Плеса, ради которого туристические теплоходы останавливаются здесь на несколько часов. Прогулка по набережной, посещение музея Левитана — соприкосновение с творчеством и жизнью великого человека, взбирание на прибрежные горы — Соборную, Левитана, откуда открываются удивительные по красоте панорамы, купание в Волге образуют огромный рекреационный потенциал, которым только и живет Плес, полностью лишенный каких-либо промышленных функций. И слава Богу, что железная дорога в свое время прошла мимо Плеса, предопределив тем самым рекреационный этап развития города и сохранив для потомков в полной неприкосновенности очень гармоничное сочетание городской архитектуры и природного ландшафта. Образ Плеса, образ Нерехты, образ того же Галича, Костромы, Москвы, да и всех остальных российских городов и весей в итоге образуют тот субъективный образ России, которым живет каждый из нас, с которым другие могут соглашаться или не соглашаться. Но это именно то, что во многом предопределяет мироощущение каждого человека.
Краткая справка о городе Нерехта и Нерехтском районе Костромской области
Нерехтский район, административым центром которого является город Нерехта, расположен в самой юго-западной части Костромской области. Принципиальное значение для района имеет его положение на третьем железнодорожном кольце вокруг Москвы на участке Ярославль — Иваново — Владимир. Район находится в окружении трех областных центров — Кострома — Ярославль — Иваново на примерно равном физическом расстоянии от них. В Нерехте перекрещиваются железные дороги Москва-Ярославль-Кострома и третье железнодорожное кольцо. В тоже время город неудачно расположен по отношению к автотрассам. Автодорога федерального значения Москва-Ярославль-Вологда прошла в 55 км к западу от города. Современная автодорога от Нерехты до Ярославля не закончена строительством и труднопроходима, движение по ней не осуществляется. Межобластная автодорога Ярославль-Кострома проходит примерно в 35 км от Нерехты, а автодорога Кострома-Иваново проходит по правому берегу Волги через Волгореченск в обход района. Для выезда из города в сторону Москвы необходимо сначала ехать на север до трассы Кострома- Ярославль, а потом уже в обратную сторону — на юг. Сама трасса Кострома-Ярославль неухожена и местами вся разбита: что затрудняет движение по ней. В экономическом плане положение района и Нерехты в окружении трех областных центров дает ей определенные преимущества в развитии, которые, правда, надо еще уметь использовать. Современная застройка города формировалась за длительный исторический период и сохранила в себе черты старинного города. Городской центр исторически возник на правом берегу р. Нерехты, при пересечении современных улиц Ленина и Красноармейской. Центральная площадь города оформилась в середине 19 века.
Первые письменные упоминания о Нерехте относятся к XIII веку. Городу чудом удалось сохранить специфическую планировку от XVIII — XIX веков и ряд интересных историко — культурных и архитектурных памятников. Таким образом Нерехта имеет целый набор условий и факторов для дальнейшего своего развития. Чего сегодня нет, так это четко понимаемой концепции развития города и района и соответствующих механизмов управления и финансирования. Нерехта — древний город, возникший примерно в начале XII века. За свою многовековую историю город накопил и частично сохранил ряд историко-культурных памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры, которые могут представлять интерес для организации на их основе системы туризма. К тому же город удобно расположен в системе городов «Золотого Кольца», что может позволить ему кооперироваться с Костромой и Ярославлем в организации туризма и экскурсий. В городе работает высококвалифицированный краеведческий музей, имеется специальная литература, посвященная истории его развития и анализу архитектурных памятников. В перечне памятников истории и культуры города и района 22 объекта: 13 церковного, 9 гражданского и промышленного зодчества: церкви Владимирская (ул. Суздальская (Ленина), Казанский собор (пл. Свободы, ныне хлебокомбинат), Никольская (ул. Никольская (Володарского), Воскресения, Преображения (ул. Нижегородская (Красноармейская), Благовещения (ул. Ильинская (Р. Люксембург), ныне макаронная фабрика), Крестовоздвиженская), ансамбль Троицкого Сыпановского монастыря (пос. Троица), храмовый комплекс села Тетеринского, церковь Смоленской Божией Матери и ансамбль села Семеновское, церковь Троицы и ансамбль села Красное-Сумароковых, Сидоровская Никольская церковь и ансамбль села Сидоровское; гражданская и промышленная архитектура — гостиные ряды (пл. Свободы), ансамбль центральной площади (ныне пл. Свободы), присутственные места (ул. Чкалова), полотняная фабрика (ул. Суздальская (Ленина), дом «носок» (дом Хворинова, пл. Свободы), дом И.В. Князева-Буслаева (ул. Нижегородская (Красноармейская), духовное правление (ул. Луначарского), дом М.Я. Диева (ул. Никольская (Володарского), усадьба Дьяконовых (ул. Никольская (Володарского), ансамбль села Спас. Часть памятников церковного зодчества утратили свой первоначальный вид и потеряли свое функциональное значение, однако при выполнении определенного объема восстановительных работ и в необходимых случаях после вывода из них сегодняшних хозяев большинство церквей могут стать не только культовыми объектами, но и посещаемыми туристами местами. Памятники гражданской и промышленной архитектуры находятся в относительно лучшем состоянии и в своем большинстве уже сегодня готовы к приему посетителей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rocich.ru/