О. Уайльд

Оскар Уайльд

(1854-1900)

Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в
Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа «искусства для искусства», из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она «безразлична» к проблемам нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше жизни.
Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противо-
Поставляет их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд
Следовал этим теориям.

Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном
Оксфордском университете. Щедро художественно одаренный, вел жизнь лондонского денди, светского льва, парадоксальные, остроумные суждения которого были у всех на слуху. Дебютиро- вал как поэт и автор поэтичных, лиричных сказок («Счастливый принц», «Соловей и роза», «Молодой король» и др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли выражение в знамени- том романе «Портрет Дориана Грея» (1890). В нем романист, прослеживая взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея, великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного искусству художника Холуорда,
Не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения портрета главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство выше жизни.

Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих комедиях — «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным» и, наверно, лучшей из них — «Идеальный муж» (она долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В комедии «Идеальный муж» передана атмосфера практикуемых в свете шантажа, интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой,
Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что продал государ — ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, — мастер парадоксов. Вот некоторые из них: «Ничто так не старит, как счастье», «У женщин удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно»,
«Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех, которые сознаются в своей неправоте», «В Англии человек, который не говорит на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнрав — ственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком»,
«Любовь к себе — это начало длинного, продол — жающегося всю жизнь романа».

Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в нем переменила. Теперь он утверждал: «Страдание — единственная истина; никакая истина не сравниться со страданием». Переживания, связанные с заключением, страшная сцена — увиденная им казнь заключенного, убившего свою возлюбленную, — все это нашло отражение в его пронзительной, исполненной неподдельного трагизма поэме «Баллада Редингской тюрьмы».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://base.ed.ru

Поделиться материалом: