Куприн Александр Иванович
26.8(7.9).1870, г. Наровчат, ныне Пензенской области, — 25.8.1938, Ленинград
Русский писатель.
Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провЕл в закрытых военных учебных заведениях, 4 года служил в пехотном полку в Подольской губернии. В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге.
В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 — с М. Горьким и группой писателей-«знаньевцев» (см. «Знание»). В 1905 опубликовал в сборнике «Знание» лучшее своЕ произведение — роман «Поединок». В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провЕл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину.
Наиболее плодотворно творчество Куприна доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъЕма до и во время Революции 1905-07. В историю отечественной литературы вошЕл как автор повестей и романов: «Молох» (1896), «Олеся» (1898), «Поединок» (1905), «Яма» (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а также как крупный мастер рассказа: «В цирке», «Болото» (оба — 1902), «Трус», «Конокрады» (оба — 1903), «Мирное житие», «Корь» (оба — 1904), «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба — 1907), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Листригоны» (1907-11), «ЧЕрная молния», «Анафема» (оба — 1913) и др.
В эмигрантский период написаны повести «Юнкера» (1928-32) и «Жанета» (1932-33), нескольких очерков и рассказов (последние — преимущественно по воспоминаниям). Куприн принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны: «Молох» — резкое обличение буржуазного «прогресса»; «Поединок» разоблачает царскую армию; «Яма» — попытка помочь современному обществу изжить язву проституции.
В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно «средний» русский интеллигент — труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями.
Важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии «групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.
Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru