Кандинский Василий Васильевич (1866-1944)
Художник-живописец, экспрессионист, создатель теории «абсолютной живописи», положившей начало абстрактной живописи.
В. В. Кандинский родился в московской купеческой семье. В 1871 г. вместе с родителями переехал в Одессу. Там, посещая классическую гимназию, занимался одновременно с приглашенным учителем рисования. В 1885 г. Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета, успешно закончил его и даже в 1895-96 гг. работал над диссертацией.
Однако вскоре он принял важнейшее для своего будущего решение — стать художником. Оглядываясь назад, Кандинский находил, что два события этого периода перевернули его жизнь: встреча с картиной «Стог сена» К. Моне на французской импрессионистической выставке, открывшейся тогда в Москве, и впечатление от оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.
В 1896 г. Кандинский уезжает в Мюнхен, где особенной популярностью пользовалась художественная школа А. Ашбе. Помимо занятий в школе, он прослушал курс анатомии, ежедневно писал натурные этюды.
В 1900 г. Кандинский поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика».
В 1901 г. основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организовал за четыре года 12 выставок. В 1909 г. возглавил созданное в Мюнхене Новое художественное общество.
В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал — побывал в Голландии, Швейцарии, Италии, Франции, приезжал и в Россию. Работы этих лет, в основном пейзажи, построены на цветовых диссонансах; игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности («Ахтырка. Осень. Этюд», 1901; «Шлюз», 1901; «Старый город», 1902; «Синий всадник», 1903; «Берег залива в Голландии», 1904; «Мурнау. Двор замка», 1908). Обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы («Русский всадник», 1902; «Русская красавица в пейзаже», 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах («Русская деревня на реке с ладьями», 1902, «К городу», 1903).
В 1910-11 гг. художник создал первые живописные «импровизации» и «композиции». В 1911 г. написал книгу «О духовном в искусстве», перевернувшую устоявшееся представление об искусстве вообще; эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма.
В 1911 г. Кандинский организовал объединение «Синий всадник». Тесно сотрудничал с берлинским объединением «Штурм», которое устроило в Берлине его первую персональную выставку (64 работы 1902- 12 гг.).
Кандинский активно участвовал и в художественной жизни России. В 1915 г. Кандинский вернулся в Москву. После октябрьских событий он занимался музейной и преподавательской деятельностью, входил в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса (1918), стал одним из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде (1919) и Инхука в Москве (1920), возглавлял Всероссийскую закупочную комиссию, существующую при Музейном бюро (1919-21).
В 1921 г. Кандинский был делегирован в Германию как представитель Академии художественных наук для установления связи с учреждениями и лицами художественного значения». С 1922 г. приглашен на преподавательскую работу в Баухауз (высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии
В 1920-30-х гг. имя Кандинского становится всемирно известным. Его провозглашают теоретиком нового, абстрактного искусства. Выставки художника проходят почти ежегодно в Европе и Америке, теоретическая работа «Точка и линия на плоскости», опубликованная в 1926 г. в Мюнхене, переведена и издана на многих языках мира.
После закрытия фашистами Баухауза в 1933 г. Кандинский переезжает во Францию и поселяется в местечке Нейи-сюр-Сен. Здесь он думал найти временное убежище, но обрел постоянный дом, который оказался для него и последним.
Живя обособленно и от французского художественного круга и от русской эмиграции, Кандинский между тем не оставался в стороне от интернациональной творческой жизни, его мастерскую посещали многие художники и критики, приезжавшие в Париж. В 1936 г. он участвовал в выставках «Абстрактное и конкретное» (Лондон), «Кубизм и абстрактное искусство» (Нью-Йорк). После выставки «Дегенеративное искусство», устроенной фашистами в Германии как показательное судилище над авангардизмом, многие работы художника были уничтожены.
В своей живописи художник использует совсем немного основных цветов — красный, синий, желтый, но они становятся направляющими в композиции как звучные аккорды, выделяющие мелодию в симфонии разных звуков. Все остальные краски — дополнительные. Они появляются из смешения основных — это и зеленоватые, коричневые, фиолетовые, их оттенки порой непредсказуемы.
Поздние работы (а за одиннадцать лет, проведенных во Франции, художник создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей) отличаются строгими формами и более механистичными композициями. Произведениями открывателя абстрактного искусства гордятся лучшие музеи мира.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru