Внешняя политика в 1992-1993 гг.
После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств Российская Федерация, выступив как правопреемница СССР на международной apене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем, сложившиеся принципиально новые геополитические условия заставили Россию заново строить всю концепцию своей внешней политики.
Определились два важнейших направления российской внешней политики: отношения с бывшими республиками СССР, или так называемым ближним, или новым, зарубежьем, а также с ведущими странами Запада, и прежде всего с США.
Отношения России с новыми независимыми государствами ближнего зарубежья определялись, прежде всего, проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ: защитой интересов русскоязычного населения в бывших республиках-Советского Союза, и в первую очередь, в государствах Прибалтики и Казахстане; разделом «наследства» бывшей Советской Армии. Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной в связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя.
В то же время попытка создания Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) СНГ не увенчалась успехом. В связи с этим в мае 1992 г. российское руководство приняло решение о создании Российских Вооруженных Сил. Это повлекло за собой резкое сокращение рядов армии. В комлексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось на территории не только Российской Федерации, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие.
Вместе с тем, несмотря на все заявления о полной «независимости и суверенитете», государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России.
Выходом из создавшейся ситуации после распада ОВС СНГ стал заключенный 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили шесть лидеров стран СНГ: Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. К концу 1993 г. к ДКБ присоединились еще три государства Содружества — Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия.
В 1992-1993 гг. Вооруженные Силы России, выступая под эгидой СНГ, взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства.
После того как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а его основные материальные и военные ресурсы были поделены, экономические связи между странами-участницами Содружества стали приобретать межгосударственный характер. Наступил некоторый прогресс в развитии структуры СНГ. 22 января 1993 г. в Минске семью странами Содружества был подписан Устав СНГ.
Основной проблемой в развитии отношений стран-участниц СНГ явилось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю энергоносителями со странами СНГ по мировым ценам. В результате внешний долг новых независимых государств стал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ значительно снизился. Таким образом, первые два года после распада СССР ознаменовались серьезными дезинтеграционными процессами на постсоветском пространстве.
В 1992 г. внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья находилась в состоянии «переходного периода». Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России оказывало ее тяжелое социально-экономическое положение. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ в России в 1992-1993 гг. стало ее следование в фарватере глобальной политики США и НАТО. Во время визита Б. Н. Ельцина в США в феврале 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников».
В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Однако из обещанных этими международными финансовыми организациями 24 млрд. долл. помощи Россия не получила более двух третей. Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на две трети) к 2003 г. При этом Россия обязалась пойти на сокращение трех тысяч ракет СС-20 с кассетными боеголовками индивидуального наведения, что фактически ослабляло оборонный потенциал страны.
В 1992-1993 гг. значительное место во внешней политике России отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот период были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, Китай стал главным торговым партнером нашей страны, восстановились отношения России со странами АСЕАН. Одной из сложных проблем оставались отношения России с Японией из-за нерешенной судьбы четырех островов Курильской гряды. Существенно ослабли связи с традиционными партнерами нашей страны в Азии — Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и др.
В то же время формально международные связи России заметно расширились: были установлены дипломатические отношения с ЮАР, происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих западных стран, а в июле 1992 г. Б. Ельцин был официально приглашен на политическую часть проходившего в Мюнхене совещания «большой семерки» развитых стран мира.
В целом проблемы и противоречия, обусловленные переходным периодом в становлении внешней политики России, постепенно устранялись по мере укрепления ее государственности.
Социально-экономические преобразования 1992-1993 гг. Шокотерапия
Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии» стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Согласно принятой концепции группы Е. Т. Гайдара, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована, она подлежала только немедленному демонтажу при одновременной ломке командно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских методов была апробирована в Российской Федерации в 1992-1993 гг.
Первой радикальной реформой в начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозам правительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3 раза) росту цен. Соответственно был установлен индекс повышения зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в 10-12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства населения. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексации.
Эти неожиданные и драматические результаты осуществления нового курса породили в широких слоях населения глубокое недоверие к правительству реформаторов.
Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике составила около 2 трлн. руб. В результате, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центробанком, что создало, в свою очередь, условия для раскручивания инфляционной спирали. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля и сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неизбежно вело к провалу гайдаровской монетаристской модели «шокотерапии» и корректировке курса реформ.
Одновременно с отпуском цен последовал ряд мер по либерализации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накопление огромной денежной массы, оказавшейся вне сферы налогообложения. В результате значительно вырос дефицит федерального бюджета, который правительство старалось покрыть при помощи внешних займов.
Главными условиями предоставления кредитов России являлись либерализация внутренних цен до уровня мировых и ликвидация бюджетного дефицита.
Наконец, третьей важнейшей задачей экономической модернизации являлось разгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции преобразований, должна была нейтрализовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» — класс собственников-акционеров. Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено все имущество приватизируемых предприятий страны) населению началась 7 октября 1992 г.
Спустя полтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному. Одновременно было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства и появлению класса собственников.
Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободное ценообразование и начался процесс массовой приватизации, приведший к формированию рыночных отношений в обществе, с другой — «шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности, нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам. Общество подверглось резкой поляризации — разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих — с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны.
Трагической ценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян (на 20% в 1993 г. по сравнению с 1992 г.) и снижение рождаемости (на 14% за тот же период).
Негативные проявления последствий рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фоне усилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмы управления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ были предприняты шаги по укреплению федеральной исполнительной власти и одновременно осуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований в направлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.
Государственно-политическое развитие
Развитие основ государственности в РСФСР послужило толчком процессу суверенизации других союзных республик и дезинтеграции СССР. I съезд народных депутатов РСФСР избрал на пост Председателя Верховного Совета Республики Б. Н. Ельцина, ставшего признанным лидером обновляющейся России.
Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления высшей исполнительной власти и в соответствии с утвержденным IV съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте, Б. Н. Ельцин был избран всенародным голосованием на этот пост. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку около 60% избирателей, принявших участие в голосовании.
После событий августа 1991 г., вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом.
28 октября 1991 г. в ходе второго этапа V съезда народных депутатов России Б. Н. Ельцин выступил с изложением основных положений программы радикальных экономических преобразований. В ее основе лежали методы «шоковой терапии». Программа реформ предусматривала скорейшее введение свободных цен на товары и услуги, либерализацию внутренней и внешней торговли, широкую приватизацию государственной собственности. Одновременно сокращались необоснованные бюджетные расходы, была создана адресная система социальной помощи наименее обеспеченным слоям населения.
Председателем Верховного Совета России был избран Р. И. Хасбулатов. А через несколько дней последовал указ Б. Н. Ельцина о возложении им на себя полномочий Председателя Правительства России и назначении на пост его первого заместителя госсекретаря Г. Э. Бурбулиса. Заместителями Председателя Правительства этим же указом были назначены два ученых-экономиста — Е. Т. Гайдар и А. Н. Шохин, на которых и возлагалась практическая реализация рыночных реформ. Председателем Госкомимущества, ответственным за проведение приватизации в стране, был назначен А. Б. Чубайс.
После распада СССР в декабре 1991 г. перед руководством России в сфере государственного строительства важнейшим являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия.
После длительных переговоров и дискуссий 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Федеративный Договор. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лидеры Татарстана и Чеченской республики, заявившие о своем полном суверенитете и независимости от федеральных властей.
Радикальные экономические реформы, начатые в 1992 г., и прежде всего введение свободных цен, обусловили резкое падение уровня жизни значительной части населения страны.
В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития страны стало все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти — исполнительной в лице Президента и его аппарата и законодательной — в лице руководства Верховного Совета России.
В качестве оптимального пути выхода из сложившейся ситуации Президент России Б. Н. Ельцин в январе 1993 г. предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. Он выдвинул идею о вынесении вопроса о конституционном кризисе на всенародное обсуждение (референдум). Парламентские лидеры выступили против инициативы Президента, их поддержал Конституционный Суд России. Состоявшийся 10-13 марта VIII (внеочередной) съезд народных депутатов РФ своим постановлением отклонил вопрос о проведении референдума.
Тогда Б. Н. Ельцин пошел на решительные меры: 20 марта он обратился по телевидению ко всем гражданам России, заявив, что решения VIII съезда — это «реванш партноменклатуры» и что он вводит в действие Указ N 379 «об особом порядке управления» страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурную реакцию ббльшей части депутатского корпуса, а Председатель Конституционного Суда уже 23 марта опротестовал законность данного президентского Указа. В этой обстановке в конце марта вновь собрался съезд народных депутатов — IX (внеочередной). Выраженная на референдуме поддержка реформаторского курса, проводимого Президентом, стала той основой, которая позволила Б. Н. Ельцину продолжить обсуждение проекта Конституции России.
21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин вновь выступил по телевидению с обращением к народу. Он объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации. В тот же день был подписан Указ N1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ Президента о роспуске ВС РФ и съезда народных депутатов России, фактически означавший ликвидацию системы советских органов власти, вызвал бурную ответную реакцию.
На срочно созванном 23 сентября Х съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону. Апогеем противостояния между депутатами Верховного Совета и силами, поддерживающими власть Президента, стали трагические события, развернувшиеся в Москве 3-4 октября 1993 г., когда митингующие сторонники Верховного Совета прорвались через оцепление к «Белому дому», а затем, возглавляемые В. Анпиловым, А. Макашовым, А. Баркашовым и др., встали на путь открытого вооруженного противоборства исполнительной власти. Ими было захвачено здание московской мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино.
Однако к утру 4 октября 1993 г. в соответствии с распоряжениями Правительства и указом Президента об обеспечении в Москве режима чрезвычайного положения к «Белому дому» были стянуты танковые части Кантемировской дивизии, которые произвели обстрел здания Верховного Совета и уже во второй половине дня с помощью спецподразделений «Белый дом» был взят штурмом, а главные политические оппоненты Президента (Хасбулатов, Руцкой, Макашов, Баранников и др.) арестованы. На следующий же день, 5 октября Конституционный Суд РФ заявил о сложении функций проверки нормативных актов России. Б. Н. Ельцин взял на себя полномочия по обеспечению президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Государственную Думу.
Таким образом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние законодательной власти Президенту было силовым путем ликвидировано. В соответствии с Указом Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции России.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru