Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953), писатель.
Принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения. Родился в Воронеже. Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (за неуплату денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование.
Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».
Бунин дебютировал как поэт в 1887 г. В 1891 г. в Орле вышла первая книга стихов. В 1893-1894 гг. писатель пережил увлечение толстовством, занимался бондарным ремеслом, посещал толстовские колонии. Горячие симпатии к личности и творчеству Толстого Бунин сохранил на всю жизнь. В это же время писатель стал печататься в столичных журналах, и его творчество вызвало внимание литературных знаменитостей (критика Н. К. Михайловского, поэта А. М. Жемчужникова), которые помогли Бунину опубликовать стихи в журнале «Вестник Европы».
В 1896 г. Бунин напечатал свой перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. С выходом в свет сборника «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), «Стихи и рассказы» (1900), «Листопад» (1901) Бунин постепенно утверждает свое самобытное место в художественной жизни России.
Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы писателя — «Перевал», «Новая дорога», «Святые Горы», «На край света», «Сосны», «Антоновские яблоки» — исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей окружающей его действительности. Ранние рассказы Бунина можно назвать своеобразными «стихотворениями в прозе», они бесфабульны и представляют собой ряд поэтических впечатлений. С 1902 г. Бунин стал сотрудничать в горьковском издательстве «Знание», что, впрочем, не препятствовало его участию в изданиях символистской и модернистской ориентации («Скорпион», «Шиповник», «Земля»).
В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате». В 1909 г. он был избран почетным членом Академии наук, причем признание получила прежде всего его поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. К. Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха, характерному для русской поэзии начала века.
Первостепенное место в литературной жизни России Бунин занял в 1910-е гг., когда вышли в свет повести «Деревня» и «Суходол», «крестьянские» рассказы («Древний человек», «Хорошая жизнь», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях», «Иоанн Рыдалец», «Я все молчу», «Худая трава»), а также произведения, посвященные вечным темам любви и смерти, добра и зла, красоты жизни и ее жестокости: «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Петлистые уши». В 1909-1911 гг. писатель занялся осмыслением событий потрясшей страну революции 1905-1907 гг.
Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к истории исполнено горечи и сарказма, порой сгущающегося до особенно жесткого юмора, порой переходящего в резкое отчуждение. Эти новые герои, с одной стороны, пустоболты, бездельники и шатуны («Веселый двор»), с другой — мироеды и кулаки («Хорошая жизнь»), а кроме того, еще и заскорузлые во грехе нераскаянные убийцы («Ночной разговор»), занимают место стихийных праведников и мудрецов, героев ранних рассказов писателя.
Социальная тема у Бунина дана в философско-историческом и психологическом плане. «Меня интересуют не мужики сами по себе, — писал Бунин, — а душа русских людей вообще. (…) Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа у тех и у других, я считаю, одинаково русская».
Особенно четко это проявилось в повестях «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911). В это же время, в 1908-1911 гг., Бунин обращается к созданию путевых очерков о поездках по странам Востока.
Подлинных вершин художественного мастерства он достигает в новеллистическом творчестве 1910-х гг. Шедевры его новеллистки этой поры (рассказы «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Братья» (1914), «Легкое дыхание» (1916), «Сны Чанга» (1916) и другие), исполненные отточенного стилистического совершенства, отличает редкостный сплав острого трагизма бытия и восхищения чувственной прелестью жизни.
События 1917 г. писатель встретил откровенно враждебно. Он считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество». Размышлениям над ходом революционных событий посвящен дневник «Окаянные дни». В 1920 г. Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Здесь им был написан роман «Жизнь Арсеньева» (1930) и цикл рассказов «Темные аллеи» (1943).
Вскоре после выхода романа в свет (1933 г.) Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».
В последние годы жизни писатель создал книги воспоминаний — оригинальное философское сочинение «Освобождение Толстого» (1937) и книгу об А. П. Чехове (опубликована посмертно, 1955). Умер в Париже.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/