Что такое текст

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.

Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.

Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.

Стили речи

Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.

  1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
  2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
  3. Высказывание обычно бывает:
    1. Точным
    2. Доказательным + термины.
    3. Обобщенным (о группе предметов)
    4. Отношения автора нет.
  4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.

Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.

  1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
  2. Задача речи:
    1. Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
    2. Дать точные указания, рекомендации.
  3. Высказывание обычно бывает:
    1. Официальным
    2. Точным
    3. Бесстрастным (лишенным эмоций)
  4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.

Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации. (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)

  1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
  2. Задача речи:
  3. Сообщить информацию
    1. Воздействовать на массы
    2. Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
  4. Высказывания бывают:
    1. Злободневными по теме
    2. Яркими, страстными, призывными
    3. Удачный заголовок
  5. Языковые средства и приёмы построения текста:
    1. Прямое обращение к читателю
    2. Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
    3. Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    4. Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    5. Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
    6. Параллелизм в построении этих неполных предложений
    7. Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    8. Сочетание книжной и разговорной речи
    9. Прямые обращения к собеседнику
    10. Обратный порядок слов (инверсия)
    11. Риторические вопросы

Жанры публицистики

Жанр – вид литературного произведения

  1. Заметка (в газету)
    1. Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
    2. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
  2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
    1. Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
    2. Сообщение о каком-либо процессе как процессеАвтор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)

      Построение репортажа:

      1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)

      2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии). Обилие глаголов, кратких страдательных причастий

      3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
      — лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
      — темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)

  3. Статья – «объясняющий» жанр
    1. задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    2. Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    3. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
    4. НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    5. Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    6. Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
  4. Портретный очерк
    1. Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    2. Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
    3. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьмиСоставные части очерка

      1. Описание внешности
      2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
      3. Отдельные факты биографии
      4. Характер, речь
      5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.

Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.

Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.

Описание – речь идёт об одновременных признаках.

Повествование – последовательность действий.

Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

Список использованной литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://base.ed.ru

Поделиться материалом: