Уткин И.П.

Уткин Иосиф Павлович (1903 — 1944), поэт.

Родился 13 мая на станции Хинган Китайско-Восточной железной дороги, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной город Иркутск, где будущий поэт прожил до 1920.

Учился в трехлетнем начальном училище, затем — в четырехклассном вышеначальном училище, из последнего класса которого был исключен за плохое поведение и вольномыслие. Пришлось идти работать: был маркером на кожевенном заводе, торговал газетами, разносил телеграммы.

В 1919 во время антиколчаковского восстания в Иркутске вступил в Рабочую дружину, в которой состоял до установления Советской власти. В 1920 отправляется добровольцем с первой группой иркутских комсомольцев на Дальневосточный фронт. В армии был полевым информатором, военкомом маршевых рот, военкомом ремонтных мастерских.

В 1922 работал репортером в газете «Власть труда», в губкоме комсомола — секретарем комсомольской газеты, политруком у допризывников. В 1924 послан учиться в Москву в Институт журналистики.

С 1922 в сибирской прессе печатал свои стихи, а по приезде в Москву начал печататься и в московских изданиях.

Самое знаменитое произведение Уткина — «Повесть о рыжем Мотэле» (1925) — вышло, когда автору было всего 22 года. Очаровательное сочетание самоиронии в описании местечкового еврейского быта и сентиментальности, характерное для прозы Шолом Алейхема, для витебских картин Марка Шагала, через Уткина едва ли не впервые в поэзии. Его мягкий лиризм противостоял железному громыханию пролеткультовщины, и, видимо, именно поэтому Луначарский заметил, что в работе Уткина есть «музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный». В раннем Уткине можно разглядеть интонационное начало стихов Светлова, Голодного.

Над Уткиным жестоко подтрунивал Маяковский, по-детски завидуя его успеху у женщин, его роскошной игре на биллиарде (хотя сам был тоже очень сильным игроком), насмешливо цитировал «не придет он так же вот», говоря, что получается «живот». Близки к самопародии были и такие строки: «Красивые во всем красивом, они несли свои тела» или «Берет за грудь певунью безусый комиссар» (это о гитаре!). Его популярность была действительно велика. «Мальчишку шлепнули в Иркутске» многие знали наизусть, но в Иркутске шлепнули не только уткинского мальчишку, но и адмирала Колчака: России пришлось расплачиваться и за то, и за другое. Популярность Уткина быстро прошла вместе с его молодостью. Но он, не впав в зависть, посвятил жизнь воспитанию молодых поэтов.

В 1926 — первая книга стихов.

С 1925 работал в «Комсомольской правде» завлитотделом. Окончив институт в 1927, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 пишет и публикует поэму «Милое детство».

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском, где был ранен, лечится в Ташкенте. Пишет книгу «Я видел сам», стихи из которой читает в редакции «Комсомольской правды». Вопреки мнениям медиков возвращается на фронт, хотя в результате ранения лишился четырех пальцев на правой руке.

Участвует в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте.

Возвращаясь с фронта 13 ноября 1944, И. Уткин погиб в авиационной катастрофе.

ПЕСНЯ О МАТЕРИ

Вошел и сказал:

«Как видишь, я цел,

Взять не сумели

Враги на прицел.

И сердце не взяли,

И сердце со мной!

И снова пришел я,

Родная, домой.

Свинцовые ночи

Не ждут впереди!»

И орден

Пылал у него на груди.

А очи — как дым!

А сердце — как дым!

Так радостно жизнь уберечь

молодым!

И больно сказала

Седая мать:

«Мой милый,

Устала я плакать и ждать.

Я знаю, как много

Страданий в бою.

Но больше боялась

За совесть твою.

Скажи:

Человеком

На фронте ты был?..»

И глухо сказал он:

«Семнадцать убил…»

И годы — как дым,

И радость — как дым,

Так горестно жизнь потерять

молодым!..

И больше никто

Говорить не мог.

И молча солдат

Ступил за порог,

А сзади, как водная

Муть глубока,

Глазами старухи

Смотрела тоска.

Он шел к горизонту,

Тоска — впереди,

И орден…

Дрожал у него на груди.

Ах, бедная мать!

Ах, добрая мать!

Кого нам любить?

Кого проклинать?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Поделиться материалом: