Введение
Темой нашей курсовой работы является «Поле цвета в поэзии Н.С.Гумилёва».
Слова со значением цвета в русском языке образуют лексико- семантическое поле цвета. Цветообозначения поля могут быть рассмотрены в различных аспектах: формальном, функциональном, семантическом и т.д. Слова со значением цвета претерпевают постоянное развитие и изменения в языке.
Результатом семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их прямых, переносных и символических значений, что активно использовалось и используется в различных видах словесного художественного творчества. В конструировании мира художественного произведения существенную роль играет подбор цветообозначений и их использование, так как характер функционирования цветовых слов в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимость видения мира. Поэтому не случайно усилия многих исследователей художественной речи направлены на изучение цветового видения мира писателей.
Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство, но по смысловой сгущенности и эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте главное место занимает поэзия. Изучались цветообозначения многих русских поэтов:
С.Есенина, М.Цветаевой, А.Блока, В.Маяковского и др. Наш исследовательский интерес особенно привлекает поэзия Н.С.Гумилёва, чьё творчество начало изучаться сравнительно недавно. Были изданы крупные работы, связанные с его биографией, а также воспоминания современников поэта: В.В.Бронгулеева
«Посредине странствия земного», А. Давидсона «Николай Гумилёв», «Николай
Гумилев в воспоминаниях современников» под редакцией В. Крейда, однако отдельных работ связанных с проблемой изучения цветообозначений в поэзии
Гумилёва, как нам известно, пока ещё нет, хотя его поэзия даёт богатейший и разнообразнейший материал для исследования.
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) был поэтом, критиком, главой группы акмеистов, путешественником, певцом эстетической экзотики и «сильной личности» ницшеанского типа, продолжателем традиций чистого искусства. Свой первый сборник издал в 1905 году, назвал «Путь конквистадоров» и считал пробой пера. В него вошло 16 стихотворений и три поэмы. Главным образом сборника является конквистадор, завоеватель далёких стран, покоритель судьбы. Следующим был сборник «Романтические цветы», изданный в 1908 году и посвящённый Анне Анреевне Горенко. Сборник включал 32 стихотворения и был замечен в литературе. Анненский отозвался о нем так: «Зелёная книжка оставила во мне сразу же впечатление чего-то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, но вместе с тем и такого, что жаль было долго и пристально смаковать и разглядывать на свет: дал скользнуть по желобку языка — и как-то невольно тянешься повторить этот сладкий зелёный глоток.
Зелёная книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий».[1] В апреле 1910 года вышла третья книга стихов «Жемчуга». Она была посвящена Брюсову, которого Гумилёв считал своим учителем. Следует отметить, что первоначально автор хотел дать сборнику название «Золотая магия».
В издании 1910 года «Жемчуга» состоят из четырёх разделов: «Жемчуг чёрный» (25 стихотворений), «Жемчуг серый» (17 стихотворений), «Жемчуг розовый» (16 стихотворений) и «Романтические цветы» (18 стихотворений).
В 1912 году вышла состоящая из пяти частей книга «Чужое небо». Эта последняя «мирная» книга поэта стала лучшим сборником этого периода творчества Гумилёва. В это время поэт готовился к очередному путешествию в
Африку. Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние на его творчество во всех аспектах, в том числе и в цветовом. Ничто другое не могло, казалось, столь полно охарактеризовать Гумилёва, как слово
«путешественник» — и в жизни и в поэзии.
А последним дореволюционным сборником стал «Колчан», вышедший в декабре 1915 года.
В нашем исследовании мы ограничимся именно этим довоенным периодом творчества Н.С.Гумилёва. К 1912 году поэзия Гумилёва вошла в свою силу, и уже ясно можно было выделить её основные свойства: пластичность, экзотичность, декоративность и необычайная многоцветность. «Цветовые прилагательные — одна из характернейших примет стиля раннего Гумилёва».[2]
Ранние произведения Гумилёва изобилуют яркими, красочными деталями. Особая роль цвета в поэзии Гумилёва проявляется уже в представленном кратком обзоре сборников: это и яркая экзотичность «Пути конквистадоров», и насыщенный зелёный «Романтических цветов», а сборник «Жемчуга» изначально является самым многоцветным — здесь и золотой, и чёрный, и серый, и розовый.
Таким образом, не остаётся сомнений в правильности и обоснованности выбора творчества Н.С.Гумилёва для исследования в аспекте, заявленном темой нашей работы.
Актуальность темы является бесспорной ещё и потому, что данная работа даёт возможность не только определить особенности цветовой картины мира в поэзии Гумилёва, но также и углубить существующее представление о его мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэта в целом.
Объектом нашего исследования стала ранняя дореволюционная лирика
Н.С.Гумилёва (1905-1915). Предметом исследования являются цветообозначения в языке ранней лирики Гумилёва. Основным источником для сбора языкового материала послужило собрание сочинений: Н.С.Гумилёв. Сочинения. – В 3 т. –
Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ. Ст., сост., примеч. Н.Богомолова. —
М.:Худож. лит., 1991. — 590 с.
Целью нашего исследования является выявление состава и структуры поля цвета русского языка в том виде, в котором оно представлено в поэзии
Гумилёва, а также установление особенностей его функционирования в произведениях.
В задачи исследования входит:
1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;
2. выявить все цветообозначения в поэзии Гумилёва;
3. определить состав и структуру лексико-семантического поля цвета, организованного этими цветообозначениями;
4. установить самое объёмное микрополе;
5. выявить самые частотные цветообозначения;
6. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования.
При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы:
1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);
2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку — количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т.д.;
3) семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения языкового средства с опорой на словари;
4) метод контекстуального анализа (необходим для определения семантики отдельно входящего в текст слова или фразы). [Соколова
20002, 67].
§1. Понятие лексико-семантического поля в лингвистике
Самой объёмной ономасеологической и семантической группировкой слов является семантическое поле. Семантическое поле — это иерархическая организация слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке определённую семантическую сферу. Ономасеологическим свойством семантического поля является то, что в его основе находится родовая сема, или гиперсема, обозначающая класс объектов. Семасиологическая характеристика поля заключается в том, что члены поля соотносятся друг с другом по интегрально-дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и различать в пределах одного поля. [Диброва 2001,
260]. Собственно семантическая структура поля состоит из следующих частей:
1) ядро поля представлено родовой семой (гиперсемой). Гиперсема поля — семантический компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое развёртывание поля; 2) центр поля состоит из единиц, имеющих интегральное, общее с ядром и рядоположительными единицами дифференциологическое значение; 3) периферия поля включает единицы, наиболее удалённые в своём значении от ядра, общее родовое понятие здесь оттеснено в разряд потенциальной или вероятностной семантики. Периферийные единицы могут иметь контекстуальное значение, если поле строится по определённому тексту произведения. Обычно периферийные единицы поля могут вступать в контакт с другими семантическими полями, образуя лексико- семантическую непрерывность языковой системы.
Наиболее полно свойства ЛСП выделила И.И.Чумак:
1. Семантическое поле образуется множеством значений, которые имеют хотя бы один общий компонент (общий семантический признак). Этот компонент обычно выражается архилексемой (гиперлексемой), то есть лексемой с наиболее обобщённым значением.
2. В ЛСП выделяются микрополя — семантические объединения, члены которых связаны интегральным признаком, выражаемым обычно доминантой микрополя (ядерной лексемой). Внешнюю структуру микрополя составляет ядро и несколько областей, одни из которых могут располагаться в непосредственной близости к ядру (ближняя периферия), а другие на периферии микрополя (дальняя периферия).
3. Внутренняя структура поля понимается как набор корреляций, связывающих семантические единицы.
4. Для поля характерна взаимоопределяемость элементов, выступающая иногда в виде взаимозаменяемости этих элементов.
5. ЛСП не изолированы друг от друга. Каждое слово языка входит в определённое ЛСП, причём, чаще всего, вследствие своей многозначности, не только в одно.
6. Одно семантическое поле может включаться в другое поле более высокого уровня. [Чумак 1996, 11].
§2. Лексико-семантическое поле цвета
Лексико-семантическое поле цвета — это группа слов, обозначающих цвет, обладающая высокой степенью организованности и образующих систему.
Интегральным признаком, присущим каждому члену системы, является значение цвета. Архилексемой ЛСП цвета является сема цвет
— общая сема родового значения ЛСП. Это объединяющий элемент, входящий в семантический набор каждого из членов поля.
В качестве исходной составной единицы ЛСП цвета нами рассматривается колорема — двуплановая знаковая категория, характеризующаяся как определённостью цветового значения, так и определённостью его выражения с помощью конкретной лексической морфемы. [Чумак 1996, 13].
Основными свойствами ЛСП цвета являются:
1. множество значений, имеющих общий компонент цвет, образует ЛСП;
2. в ЛСП выделяются микрополя — семантические объединения, связанные интегральным признаком — значением какого-либо конкретного цвета, обычно выраженным доминантой поля;
3. взаимоопределяемость и возможная взаимозаменяемость элементов; каждое слово языка входит в определённое ЛСП, и часто, в силу своей многозначности, не в одно.
Итак, ЛСП цвета — это совокупность колорем, связанных отношением подчинения с обобщающим понятием, выраженным архилексемой цвет.
Все цвета традиционно делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого деления лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон (красный, жёлтый, зелёный, синий и т.д.). Ряд ахроматических цветов составляет переход от белого через серый к чёрному.
Лексико-семантическое поле цвета в ранней лирике Н.С.Гумилёва
§1. Состав и структура поля цвета в языке поэзии Н.С.Гумилёва
Путём сплошной выборки мы выявили состав и структуру поля цвета в языке поэзии Гумилёва. Оно включает 543 цветообозначения и состоит из 8 микрополей. Из ряда хроматических цветов доминантами микрополей являются цветообозначения красный, синий, зелёный, жёлтый, так как обладают важнейшим признаком доминантных лексем — невозможностью определения их лексического значения через другие цветообозначения. Их словарная дефиниция имеет схему: «имеющий окраску одного из основных цветов спектра…» +
«похожий цветом на…» (ср.: «Красный — имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета крови» -МАС, 2, 160; «Зелёный — имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета травы» — МАС, 1, 852; «Синий — имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета синьки» — МАС, 4,
154; Жёлтый — имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета золота» — МАС, 1, 650).
Особенностью поэзии Гумилёва является то, что в его поле цвета, в отличие от общеязыкового, в котором доминирует прилагательное жёлтый, наиболее активной и частотной является колорема золотой. Цветообозначение золотой образует собственный словообразовательный ряд (золотой — золотистый, золотисто-огненный, золотисто-пьяный, незолотой), а также включается в словарную дефиницию цветообозначения жёлтый и является самой употребительной колоремой в ранней лирике Гумилёва. Поэтому мы можем включить это цветообозначение в микрополе золотого цвета в качестве доминанты.
Кроме того, в лексико-семантическом поле цвета русского языка выделяется ещё одно микрополе, члены которого объединяются вокруг колоремы коричневый, которая обладает всеми релевантными признаками доминантных лексем.
Среди слов, обозначающих ахроматические цвета, семантическим критериям, предъявляемым доминантным лексемам, удовлетворяют слова белый и чёрный («Белый — цвета снега, молока или мела» — МАС, 1, 78; «Чёрный — цвета сажи, угля» — МАС, 4, 912).
Выделяется ещё одно микрополе с доминантой серый. Хотя данное цветообозначение и не удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к доминантным лексемам («Серый — цвет, получающийся при смешении чёрного с белым, цвет пепла» — МАС, 2, 116), но вокруг него группируется ряд синонимов, составляющих микрополе с доминантой серый (серый — седой, сизый, пепельный).
Таким образом, вокруг лексем красный, синий, зелёный, золотой, коричневый, серый, белый, чёрный группируются микрополя, периферийные члены которых толкуются через соответствующие ядерные лексемы и имеют дополнительные уточняющие (конкретизирующие) семы.
§2. Самое объёмное микрополе
Мы выявили количество оттенков в каждом микрополе. Самым объёмным является микрополе красного цвета. Оно включает 184 цветообозначения и 28 оттенков.
Доминанта поля — красный (32). Ближняя периферия: розовый(26), кровавый
(18), алый (16), пурпурный (14), багряный (11), огненный(11). Дальняя периферия), : румяный (6), рубиновый (6), багровый (5), медный (5), рыжий
(5), пламенный (3), коралловый (3), гранатовый (2), червонный (2), рдяный
(2), огненный (2), огневой (1), огнезарный (1), оранжевый (1), электрический (1). Микрополе белого цвета включает 76 цветообозначений и 15 оттенков. Доминанта — белый (52). Периферия: мраморный (4), снежный (4), белоснежный (2), снеговой (1), молочный (1). Микрополе синего цвета включает 62 цветообозначения и 9 оттенков. Доминанта — синий (12). Ближняя периферия: голубой (29), лазурный (11). Дальняя периферия: бирюзовый (2), лазоревый (2), эмалевый (2), купоросный (2), лиловый (2), васильковый (1).
Микрополе золотого цвета включает 31 цветообозначение и 7 оттенков.
Доминанта — золотой (74). Периферия: жёлтый (5), солнечный (2), золотистый
(2), незолотой (20). Микрополе коричневого цвета включает 9 цветообозначений и 5 оттенков. Доминанта — коричневый(2). Периферия: бурый
(2), смуглый (2), рябой (1), загорелый (1). Микрополе чёрного цвета включает 36 цветообозначений и 4 оттенка. Доминанта — чёрный (30).
Периферия: траурный (2), вороной (1), эбеновый (1). Микрополе серого цвета включает 19 цветообозначений и 4 оттенка. Доминанта — серый (3). Ближняя периферия: седой (12). Дальняя периферия: сизый (20), пепельный (1).
Микрополе зелёного цвета включает 28 цветообозначений и 2 оттенка.
Доминанта — зелёный (23). Периферия: изумрудный (4). Микрополе серебряного цвета является частью микрополя белого цвета. Оно содержит 15 цветообозначений и 3 оттенка (серебряный — серебристый).
§3. Самые частотные цветообозначения
Нами были выявлены самые частотные цветообозначения: золотой (69), белый (52), красный (32), чёрный (30), голубой (29), розовый (28), зелёный
(23), кровавый (18), алый (16), пурпурный (14), серебристый (12), синий
(12), седой (12), лазурный (11), багряный (11), огненный (11).
§4. Сложные цветообозначения-прилагательные
Особенностью поэзии Гумилёва является наличие сложных цветообозначений- прилагательных. Выявлено 24 сложения, которые могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. сложения с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и компонентами ярко-, тёмно-, бледно-, дымно-, уточняющими качество цвета (ярко-красный, тёмно-красный, тёмно-бурый, бледно-жёлтый, бледно- серый, тёмно-изумрудный, дымно-розовый, дымно-белесый);
2. сложения с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и уточяющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение (медно- красный, золотисто-огненый, серебристо-белый, жемчужно-белесый, молочно-белый);
3. синэстетические цветообозначения-сложения с опорным компонентом —
«цветовым» прилагательным и «аффективным» компонентом, передающим характер эмотивного восприятия цвета (или его носителя), эстетическую оценку цвета (греховно-красный, властительно-пурпурный, золотисто- пьяный, безумно-белый, стыдливо-белый, воздушно-белый, сребристо- горестный, траурно-чёрный, царственно-синий)..
§5. Частеречная принадлежность цветообозначений
Следующим критерием классификации цветообозначений в поэзии Гумилёва является их частеречная принадлежность. По своей частеречной принадлежности слова со значением цвета разнообразны: прилагательные (421), существительные (90), глаголы (32).
Следует отметить, что из общего числа прилагательных 12 употреблены в краткой форме, 5 — в сравнительной степени и 1 — в превосходной.
Принимая во внимание словообразовательный критерий, отмечаем, что наиболее характерны для поэзии Гумилёва прилагательные с суффиксом неполноты качества -оват- (10), реже употребляются прилагательные с суффиксом -ист- (9) и только один раз с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-. Из общего количества глагольных форм 18 цветообозначений употреблены в форме причастия и 2 в форме деепричастия.
§6. Имплицитные цветообозначения
В поэзии Гумилёва употребляются слова, имплицитно выражающие цветовое значение. Это значение проявляется в контексте стихотворения:
1. Очень ярким имплицитным цветообозначением является лексема кровь:
Пусть халат мой залит свежей кровью… (Орёл Синдбада).[3]
2. Часто названия флористических объектов заключают в себе имплицитные цветовые значения:
В узких вазах томленье умирающих лилий…(Однажды вечером);
И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами…
(Сонет);
Она вплетает простодушно В венок степные васильки…(Дева Солнца);
3. Природные объекты: Они вспоминали холодное небо и дюны…(Варвары);
4. Имплицитное цветовое значение может заключаться в сравнении: Вот
Евримах, низкорослый и тучный, Бледен… бледнее он мраморных стен…(Возвращение);
5. Содержат имплицитное цветовое значение и глагольные формы: И когда пылает запад, и когда горит восток…(Волшебные скрипки).
Более ярко имплицитные цветовые значения проявляются с другими, явными или имплицитными цветообозначениями: На горном снеге алеют розы…(На мотивы
Грига);
В твоём гербе — невинность лилий, В моём — багряные цветы…(Поединок).
В поэзии Гумилёва присутствуют слова, которые обычно не имеют определенного цветового значения, но в контексте стихотворений их приобретают. Например, эмалевый: «Эмаль — непрозрачная цветная стекловидная масса, которой покрывают поверхность металлических изделий» — СОШ, 789. В поэзии Гумилёва эта лексема получает в контексте произведений дополнительное значение оттенка цвета, близкого к голубому, так как используется всегда при описании неба или моря: Кто знает мрак души людской, Её восторги и печали? Она эмалью голубой От нас сокрытые скрижали…(Осеняя песня); В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я думал…); Как эмаль, сверкает море…(Неаполь).
Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их функционирования
Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для изображения некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким образом, с определёнными тематическими зонами, которые описываются с помощью цветообозначений.
Исследовав поле цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва, мы выделили основные тематические группы, включающие объекты, описываемые с помощью цветообозначений. В соответствии с классификацией В.Г.Кульпиной [Кульпина
2001, 81-441], мы распределили цветообозначения по следующим тематическим зонам:
1. Цветообозначение природных объектов:
1. цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов;
2. цветообозначение небосклона и небесных объектов;
3. цветообозначение метеорологических объектов;
4. цветообозначение времени суток;
5. цветообозначение элементов ландшафта;
6. цветообозначение минералов;
7. цветовые характеристики флористических объектов растительного мира;
8. цветообозначение сообществ растений и их составных частей;
9. цветообозначение анималистических объектов (животных, птиц, насекомых, рыб).
2. Социолингвистическое измерение цвета:
1. антропологические цветовые характеристики;
2. мир артефактов и их цветообозначение;
3. цветообозначение реалий религиозного мира;
4. цветообозначение отвлечённых понятий.
1. Цветообозначение природных объектов
1. Цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов
В физическом смысле вода является бесцветной и прозрачной, но в зависимости от окружения и характера водоёма может приобретать в языке тот или иной цвет или оттенок.
Цветовые характеристики моря.
Море. В русском языке синий цвет воды является эстетическим идеалом, а в художественной литературе на русском языке синее море — это прототипический цветовой образ моря.
Обратимся к поэзии Гумилёва. Образ моря чаще всего связан с синим и его оттенками: голубой — Голубые моря нескончаемых встреч…(После победы); Веер самых розовых тучек На морской голубой ковёр…(На берегу моря); синий — А море синей пеленой Легло вокруг, как мощь и слава…(Ода дАнунцио); бирюзовый — Но весел в море бирюзовом С латинским парусом челнок…(На море); эмалевый — Как эмаль, сверкает море…(Неаполь).
Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой погоды, выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и пустынным…(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей…(Больной).
Есть у Гумилёва и характеристика моря при помощи цветообозначения красный, но это собственное наименование моря: И Красное пылающее море
Пред ним свои расстелет багрецы…(Паломник).
Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах голубых…(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей…(Канцоны).
Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя или голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как веселы в пламенном Тибре галеры…(Блудный сын). Это цветообозначение в сочетании с собственным наименованием реки — свидетельство интереса поэта к путешествиям, к экзотике.
Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный
(реже серебряный). У Гумилёва: Сребристо-матовый ручей…(Рощи пальм и заросли алоэ…).
Волна. Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от амплитуды моря, хотя явно является его частью: На траурно-чёрных волнах…(Озёра). Здесь цветовая характеристика волны явно привносит в семантику оттенок трагичности.
Зыби, заводи, болото. Цветовая характеристика подобных водных объектов
— особенность поэзии Гумилёва: По изгибам зелёных зыбей…(Капитаны); И стали тихие заводи Синими и благоуханными…(Заводи); В зелёном драконьем болоте…(Какая странная нега…).
Существуют в лирике Гумилёва и цветообозначения воды: Налево — зелёные воды Евфрата…(Сон Адама).
2. Цветообозначение небосклона и небесных объектов
Небо в русском языке прежде всего синее или голубое. Обратимся к языку поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует синий и его оттенки: голубой — Когда безрадостные бури Царили в небе голубом…(Дева
Солнца); И ты вплетаешь яркий грех В гирлянды неба голубого…(Осенняя песня); Небо, бесконечно голубое, Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и заросли алоэ…); Но восторг мой прожёг голубой небосклон…(Рощи пальм и заросли алоэ); синий — Небес далёких синева…(Осенняя песня); Небосклон безоблачен и синь…(Открытие Америки); Полетел на белые утёсы, В синем небе описав дугу…(Открытие Америки); лазурный — Я пел и солнцу, и лазури…(Дева
Солнца); Пред ней рассыпались в лазури Степных закатов багрецы…(Дева
Солнца); эмалевый — В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я думал…).
В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного, жёлтого цветов: розовый — На небе розовом стыда…(Анакреонтическая песенка);
Как розов за портиком край небосклона…(Блудный сын); жёлтый, алый — В небе жёлтом, в небе алом…(Оборванец).
Особенностью поэзии Гумилёва является цветообозначение золотой, используемое для характеристики неба: Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и заросли алоэ…); Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой небосклон…(Отравленный).
Цветообозначение светил. Солнце. В фольклоре солнце обычно красное, реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение:
Золотисто-огненное солнце…(Пещера сна).
Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие цветовой характеристики багровый говорит о тревоге, предвестии зла: На небе сходились тяжёлые, грозные тучи, Меж них багровела луна, как смертельная рана…(Грёза ночная и тёмная).
Месяц обычно серебряный или золотистый. Особенностью поэзии Гумилёва является употребление цветообозначения кровавый: И смотрит месяц кровавый…(Рим).
Звёзды обычно в русском языке золотые, голубые, белые. У Гумилёва — это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою алой
Осенней неги поцелуй…(Осенняя песня).
Особенностью поэзии Гумилёва является использование цветообозначений для характеристики кометы. Издавна комета считалась предзнаменованием беды, что и обусловило появление оттенков красного: Быть может, как родился он, на небе Кровавая растаяла комета…(Портрет мужчины);
И медленно рея багровым хвостом, Помчалась к земле голубая комета…(Сон
Адама).
Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на ступени алтаря последний алый луч бросает…(Осенняя песня); Когда зелёный луч, последний на закате…(Разговор).
Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание подобных явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт при этом хочет вложить в описание романтические чувства, главным цветом является красный и его оттенки: алый — И краски алого заката…(Дева Солнца);
Краски алого заката Гасли в сумрачном лесу…(Сказка о королях); багряный — И багряные закаты…(Неаполь); электрический — Как живые говорили С электрическим закатом…(Сада-Якко); розовый — И девственный холод зари розоватой…(Сон Адама); В час, когда, как знамя в небе дымно-розовая заря…(Жизнь); Смотрю на тающую глыбу, На отблеск розовых зарниц…(Маркиз де
Карабас).
3. Цветообозначение метеорологических явлений
Снег — прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает цветовую характеристику серебряный: Снега серебряных вершин…(Старина).
Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва — серебряный: Застывают в серебряных льдах мастодонты…(Современность).
Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую характеристику чёрный, но у Гумилёва — рыжий. Лексема смерч используется редко: Где рыжий вихрь вздымает горы раха…(Паломник); Вот огненный смерч пред ним закрутился…(Сон Адама).
Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных…(Дождь);
Да тучи сизые да чёрные…(Старина); Но домчусь к родному краю С грозовою сизой тучею…(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые тучи — особенность поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой…(Канцоны); Грозовой иль золотистою
Будь же тучей среди туч…(Сказка о королях); Веер самых розовых тучек…(На берегу моря).
Облака в русском языке чаще всего белые, редко — алые: И пляски белых облаков…(Старые усадьбы); В час, когда словно облак красный, Милый день уплывёт из глаз…(Смерть).
Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в русском языке характеристики: кровавый — Очи окутал кровавый туман…(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам прорезывала путь…(Смерть); розовый — Взоры в розовых туманах…(Носорог).
Данные характеристики являются исключением и относятся к человеку или животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые туманы…(Гиена);
Белобрысые туманы…(Неаполь).
Цветовые характеристики тьмы, света, тени
Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны:
Лиловые тени скользят по лугам…(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от воздушно-белой тени…(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит
Дамаянти…(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый…(Сказка о королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным…(Осенняя песня); Был странен серый полумрак…(Ужас); И голубая полумгла Вокруг, как бабочка, порхает…(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как свет воздушно-белый…(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня…(Отравленный); Рычит в огне багряных светов Явление природы…(Ода д Аннунцио).
4. Цветообозначение времени суток
В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся сочетанием нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был голубой…(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости мгновенны…(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду…(Пятистопные ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при характеристике дня — особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота вспыхнули дни…(В небесах); И речи дивные шептала О золотом, пурпурном дне…(Дева Солнца).
5. Цветообозначение элементов ландшафта
Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого утёса…(Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом…(Неаполь); На белом пригорке, над полем чайным…(Возвращение Одиссея).
Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской равнины…(Пиза).
Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески седых морей…(Больной); В нём золотой песок…(Сады души); Считать большие бурые каменья…(Больной).
Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым:
Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт…(Возвращение
Одиссея).
Даль — отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из розовой дали…(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали…(Памяти
Анненского).
Цветообозначение стран: Оно — колокольчик фарфоровый в Жёлтом Китае…(Я верил, я думал); Как в золотом Багдаде…(Паломник); И русский флаг над Белой
Хивой…(Туркестанские генералы).
6. Цветообозначение минералов
Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва.
Камни — целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека, оказывались в центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их ключевой характеристикой: немало названий минералов образовалось от названий терминов цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов послужил базой для образования цветообозначений (сапфировый).
Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его поэзии: рубин — И одно золотое с рубином кольцо…(Сказка о королях); И рубины греховно-красны…(Русалка); Слишком яркие рубины…(Маргарита); гранаты
— Гранатов алых для манжет…(Рондалла); коралл — На смуглой шее нить коралла…(Открытие Америки); янтарь, жемчуг — Янтари и жемчуга…(Невеста льва); И янтарь всегда висел на шее…(Озеро Чад). Мы считаем правомерным учет драгоценных камней как таковых, так как они не просто имплицитно содержат цветовое значение, но и выявляют его в названии.
Цветообозначение золота. Золото — благородный металл жёлтого цвета.
Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва.
Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта:
Хранившие золото в тёмном порту…(Капитаны); Червонное золото… Так золото манит и радует взгляд…(Сон Адама); Но в золоте тайные силы таятся… Вокруг него сверкает злато…(Дева Солнца); Сыплется в узорное окно золото и пурпур повечерий…(Открытие Америки).
7. Цветообозначение растительного мира
Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)
Цветовая характеристика — непременный атрибут цветка, один из главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, что послужит темой отдельного параграфа.
Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов, функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый цветок…(Песня о певце и короле);, Цветы пурпурные звенят…(Осенняя песня);
Бледная царица уронила Для него алеющий цветок…(Заклинание); В твоём гербе — невинность лилий, В моём — багряные цветы…(Поединок); Но любовь разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить…(Я не прожил, я протомился); А она пришла, ступая над рубинами цветов…(Рыцарь с цепью);
Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы…(Credo); Она вперёд меня манила, роняла белые цветы…(Дева Солнца); За то, что он безмерно любит Безумно-белые цветы…(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов прихотливый наряд…(Осень).
Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии.
Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии — голубые
(хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы — Здесь розы краснее, чем пурпур царей…(Капитаны); И душные, красные клонятся розы…(Сон Адама); На пол, горячий от луча, Бросая пурпурную розу…(Осенняя песня); Другая, пурпурная, рдеет, Огнём любви обожжена…(Две розы); На горном снеге алеют розы…(На молитвы Грига); Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой броне…(Старая дева); Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз…(Дождь); Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена…(Две розы);
Странная белая роза… Ты — лепесток иранских белых роз…(Беатриче); У меня же в темнице Куст фарфоровых роз…(Китайская девушка); лилии — Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую…(Я, конквистадор в панцире железном…); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию добуду голубую…(Сонет); сирень — Ушла…Завяли ветки Сирени голубой…(Почтовый чиновник).
8. Цветообозначение сообществ растений и их составных частей
Ботанические сообщества — леса, сады, луга, поля, травы и т.д.
Лес — обычно зелёный, чёрный, осенью — золотой. У Гумилёва лес голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса…(Осенняя песня); В их голубых, весёлых чащах…(Осенняя песня).
Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей…(Лесной пожар).
Интересно цветообозначение ивы: И будят забытые, грустные чары Серебряно- белые ивы…(Озеро).
Сад — чаще всего зелёный. У Гумилёва — золотой: И про золотой индийский сад…(Открытие Америки).
Цветообозначения листьев, травы, плодов вполне традиционны: С деревьев падал лист сухой, То бледно-жёлтый, то багряный…(Осенняя песня);
Как листья осенние, прелые, бурые листья…(Варвары); Когда горят в траве зелёной маки…(Фра Беато Анджелико); Нет голосов и нет травы эелёной…(Больной); Золотые, зрелые плоды (Солнце духа); Среди ветвей румянятся плоды…(Рай); Для девушек янтарные плоды…(Потомки Каина).
Цветообозначение поля, нив также традиционно: К несуществующим, но золотым полям…(Пиза); Вечерний лес певуч и светел, Черны и радостны поля…(Маркиз де Карабас); И нив желтеющих простор…(Маркиз де Карабас).
Традиционно и колоритно описание аллей: В червонном золоте аллей…(Памяти Анненского). Интересно присутствие описанных при помощи цветообозначений мха, плюща: Голубые, нежные мхи…(Семирамида); Под окном в золотом плюще…(Маргарита). Описание куста необычно и является особенностью поэзии Гумилёва: Сквозь тёмно- красные кусты…(Ослепительное); Как красный куст, горит и говорит…(Жестокой).
9. Цветообозначение анималистических объектов
Очевидно, что объекты живой природы наше цветовидение способно наделять цветом.
Особенности цветообозначения животных.
Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация, но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в поэзии Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих цветов: Но теперь, словно белые кони от битвы…(Беатриче); Самой белой лошади негуса…(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В ослепительную высоту…(Смерть); Мой конь, удача из удач, И белоснежный, величавый…(Дон
Жуан в Египте); Мрачный всадник примчался на чёрном коне…(Сказка о трёх королях); Что за бледный и красивый рыцарь Проскакал на вороном коне…(Влюблённая в дьявола). Цветовая характеристика коня при помощи цветообозначения золотой — особенность поэзии Гумилёва: Как конь золотистый у башен, Играя, вставал на дыбы…(Ты помнишь дворец великанов…).
Кошки — чаще всего белые: И, как беленькие кошки, Как играющие дети…(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной…(Маркиз де Карабас). Пантера.
Разновидность пантер с чёрной шерстью живёт в Индии. Пантера относится к числу экзотических животных, описываемых в произведениях Гумилёва: У ног её две чёрные пантеры С отливом металлическим на шкуре…(Сады души).
Змей, крокодил — экзотические животные, имеют зафиксированную в нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый, Тёмно- изумрудный крокодил…(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю изумрудной…(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И павлина веерное диво…(Рассвет).
Единорог — мифическое животное белой окраски: И белые, как снег, единороги…(Потомки Каина).
Цветообозначение рыб.
Рыбы — обычно серебряные (золотые). Употребление цветообозначения для характеристики дельфина — особенность поэзии Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины…(Сон Адама); В бассейне серебряных рыб…(Ты помнишь…); К золотым сбегали рыбкам…(Маэстро).
Цветообозначение птиц.
Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над венценосной головой… Металлической птицы блещет золотом хвост… Как воды утром, розовеют птицы…(Сады души). Описание голубя, лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка…(Самоубийство); Моей любви, голубки белой…(Анакреонтическая песенка); И был лебедем нежным и белым…(Мечты); Чайки белей и невинней зарницы… Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи перья — красный пламень…(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые перья…(Орёл). Присутствие лексемы павлин — особенность поэзии Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его украшен Тысячею многоцветных пятен…(Рассвет).
Цветообозначение насекомых.
Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные — белые, серебряные:
Бабочки оранжевой окраски…(Пещера сна); В них ночные бабочки, как тени, С крыльями жемчужной белизны…(Каракалла). Описание жука и пчел носит метафорический характер: И жуками золотыми Нам сияло ваше имя…(Сада-Якко);
Там, где огни на лагуне — Тысячи огненных пчёл…(Венеция).
2. Социолингвистическое измерение цвета
2.1 Антропологические цветообозначения
Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко цветообозначения переходят в разряд эстетической категории.
Цветообозначение внешности, портрета человека.
Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д.
Цветообозначение лица, частей тела.
Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с метафорическими, закрепившимися в сознании людей.
Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета (голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции:
Лазурных глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста…(Дева Солнца);
Подъемлет к небу взор лазурный…(Пророки); В голубых глазах европейца…(Озеро Чад); Но такой голубоокой Мне не видеть вновь…(Оборванец). Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали…(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его оттенков, довольно редко употребляются в литературе. В этом случае возможно значение усталости, утомлённости глаз, воспаления: Бессонны твои покрасневшие вежды…(Видения). У Гумилёва существует характеристика взгляда при помощи цветообозначения кровавый. Данная колорема свойственна поэзии Гумилёва и приобретает символику злого рока: Надо мною взор кровавый Золотого жениха…(Невеста льва). Цветообозначение коричневый для характеристики глаз человека обычно не употребляется (карие глаза). У Гумилёва коричневыми являются глаза кенгуру: Чтоб его коричневые глазки Мигом озарило торжество…(Кенгуру). Прилагательное золотой может употребляться в метафорическом значении для характеристики глаз. Гумилёв употребляет его как часть сложносоставного прилагательного: Золотоглазой ночью Мы вместе читали Данта…(Какая странная нега…).
Нередко с помощью цветообозначений Гумилёв описывает волосы. Для описания волос чаще всего применяется термин кудри, связанный с фольклором. Наибольшее число цветообозначений волос связано с колоремой седой. Обычно эта лексема символизирует мудрость ,старшинство, преклонный возраст: Слегка седеющий поэт…(Памяти Анненского); И на сединах их кудрей
Алмазные венцы…(Мечи и поцелуи) И волны шептали сибиллы седой заклинанья…(Осиан); От залива ветер влажный Спутал волосы седые…(Генуя).
Золотой цвет кудрей связан с положительными коннотациями. В русском фольклоре частотно это цветообозначение. Оно символизирует молодость, доброту: И нежит кудри золотые Венок из солнечных лучей… (Дева Солнца);
Солнце катится, кудри мои золотя…(После победы). Рыжий цвет волос очень ярок: Рыжие кудри, крепость рук…(товарищ). Чёрный цвет волос достаточно частотен в русской литературе и может иметь как прямое, так и метафорическое значение: И как, мёд двухтысячелетний, Душными чёрными волосами (Канцоны). Бронзовые кудри могут встречаться в фольклоре, но в художественной литературе употребляются довольно редко: Твой лоб в кудрях отлива бронзы…(Царица). Цветообозначение серебряный метафорично употреблено поэтом в следующем случае: Сереброкудрой зимою…(Какая странная нега…).
Цветообозначения, служащие для характеристики бороды, усов чаще всего имеют прямое значение: Пока чернобородый муэдзин…(паломник); Старик величавый с седой бородою…(Блудный сын); Бровей седеющих изгибы…(Туркестанские генералы).
Рот, губы. Для характеристики губ используется красный и его оттенки. Найденные поэтом цветовые эпитеты нередко имеют не только цветовое, но и метафорическое значение. В русском фольклоре губы алые, коралловые носят положительные коннотации: В нём кораллы нежных губок…(Самоубийство). Красный цвет связан с романтикой, чувственностью, любовью, это цвет крови. Этот яркий, горячий цвет у Гумилёва обычно характеризует земную, чувственную сторону любви, бытия: Ещё от алых женских губ Пылали ярко щёки…(В библиотеке); К устам душистым и румяным…(Осенняя песня); Губы красны, взор спокоен…(Осенняя песня); Его уста — пурпуровая рана…(Портрет мужчины).
Зубы. Белые зубы являются принадлежностью здоровых красивых молодых людей (часто женского пола). Блеск может означать хищность: Ты увидишь пред собой блудниц С острыми жемчужными зубами…(За гробом).
Кожа. Цветообозначение кожи чаще всего имеет прямое значение, называя природный цвет кожи человека (цвет кожи может говорить о расе):
Девы-жрицы с эбеновой кожей…(Озеро Чад); Между кружев розоватость кожи…(Болонья); И её атласистая кожа Опьяняла снежной белизной…(Заклинание).
Щёки. Розовые щёки — признак здоровья; красные — взволнованности, бледные — болезни, страха: Краснощёких африканских парней…(Какая странная нега…); И щёки — розоватый жемчуг юга…(Сады души); И живая тень румянца
Заменяется тенью белой…(Самоубийство).
Шея. В фольклоре шея обычно белая. Смуглая шея указывает на природный цвет кожи её владельца: На смуглой шее нить коралла…
Руки. Гумилёв довольно часто описывает руки. Если смуглый цвет — природный цвет кожи человека, то оттенки белого, серебряного приобретают значение нежности, красоты: В смуглых ладонях лук и сети…(Товарищ); На смуглых руках и ногах трепетали запястья…(Варвары); И рукою загорелой
Посылают поцелуй…(Сказка о королях); Забывающий игрушки между белых усталых рук…(Жизнь); Наклонилась…достать мечтает Серебристой тонкой рукой…(На берегу моря); И зачем эти тонкие руки Жемчугами прорезали тьму…(Корабль).
Пальцы: Свой белый пальчик приложа…(Самосовершенство).
Ногти. Розовый цвет ногтя — признак здоровья: Посыпая толчёным рубином Розоватые длинные ногти…(Помпей у пиратов).
Цветообозначения составляющих частей организма (органов, крови).
Сердце — главный орган человека, это символ самой жизни, чувств, любви. В сознании человека сердце всегда красное. Цветообозначение золотой, носит яркий символический характер, положительные коннотации: Но скорбное сердце моё заревое…(Сон Адама); И бешенством ваши нальются сердца и печалью И будут красней виноградных пурпуровых лоз…(Варвары);
Золотое сердце России…(Наступление).
Кровь. Образ крови играет большую роль в ранней лирике Гумилёва (как и цветообозначение кровавый). Кровь является прототипом красного цвета, хотя в художественной литературе функционируют и другие цветовые характеристики крови (чёрный, голубой). Кровь — символ жизни, любви, но существует и противоположное значение смерти, войны, битвы: Я плавал в злате и крови…(Дева Солнца); И Смерть, и Кровь даны нам Богом…(Дева
Солнца); Их глухая тоска там колышет снега Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты…(Современность). Кровь — яркое имплицитное цветообозначение, которое, для придания большей выразительности, поэт может дополнить усилительным цветообозначением.
Цветообозначение человека.
Нередко поэт использует цветообозначения при описании человека.
Гумилёв употребляет несколько основных наименований человека, специфика которых обусловлена особенностями его поэзии. Это такие лексемы, как
Жених, Невеста, Дитя, Всадник, дева, воин и т.п. Для характеристики человека поэт использует цвета, несущие основную символическую нагрузку в его творчестве — белый, красный, золотой чёрный: Она идёт, краса дриад,
Стыдливо-белая Невеста…(Осенняя песня); Призрак Счастья, Белая
Невеста…(Ягуар); Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна…(Отравленный); И в храме Белое Дитя…(Осенняя песня); И Белый
Всадник кинул клик…(осенняя песня); Белые бродят итальянцы…(Абиссинские песни); Белый воин был так строен…(Осенняя песня); Надо мною взор кровавый Золотого Жениха…(Невеста льва); Ты казалась золотисто- пьяной…(Смерть); Про чёрную деву, про страсть молодого вождя…(Жираф);
Красные, как медь, нагие люди…(Блудный сын); От белизны их обнаженных тел…(Падуанский собор); И загорелый кормчий ловок…(На море); Смуглым и жестоким пикадорам…(Блудный сын). Лишь в последних трёх случаях цветообозначения носят чисто номинативный характер — природный цвет кожи человека; остальные цветовые характеристики человека глубоко символичны.
2.2 Мир артефактов и их цветообозначение
Артефакты — продукты целенаправленной человеческой деятельности.
Цветообозначения артефактов имеют различный характер. В.Г.Кульпина предлагает следующую их классификацию:
1) артефакты «метонимического цвета» — артефакты, сохранившие природный или синтетический цвет того материала, сырья, из которого они сделаны
(изделия из металла);
2) артефакты «онтологического цвета» — предметы, сделанные из подвергшегося крашению материала или приобретшие цвет в результате нанесения краски;
3) артефакты «образно-метафорического цвета» — результат писательской рефлексии, имеют место в художественной литературе; если автор стремится придать достоверность описываемому, характеризует предметы стандартными цветообозначениями. [Кульпи- на 2001, 187].
Цветообозначение одежды.
Неотъемлемой частью портрета у Гумилёва является одежда.
Особенность его поэзии состоит в том, что чаще всего это не обычная, повседневная одежда современная автору, а историческая, экзотическая одежда, обусловленная особым художественным миром, созданным в произведениях Гумилёва. В основном это яркая одежда, окрашенная в оттенки красного, — символ чувственности, иногда власти. Поэт употребляет следующие лексемы: одежда — Горели алые одежды… В одежде розовой жреца…(Царица); Нежной, бледной, в пепельной одежде…(Смерть);
Возвращаются дети в красном…(Пиза); плащ — И на плечах багряный плащ…(Товарищ); Злой насмешник в красном плаще…(Маргарита); Распутник в раззолоченном плаще…(Это было не раз); мантия — В пурпурной мантии декана…(Дон Жуан в Египте); Нетленный пурпур королевских мантий…(Пятистопные ямбы); Сверкают в золоте лучей их мантий багрецы…(Мечи и поцелуи); манжеты — Гранатов алых для манжет…(Рондалла);
С розоватых брабантских манжет…(Капитаны); хитон — Юный маг в пурпуровом хитоне…(Заклинание); Старый хитон мой изодран и чёрен…(Императору); тога
— Старый доктор сгорблен в красной тоге…(Болонья); фрак — В красном фраке с галунами…(Маэстро); убор — И в пурпуровом уборе император вышел в море…(Мореплаватель Павзаний); камзол — Его камзол пылает красный…(Осенняя песня); платье — А тихая девушка в платье из красных шелков…(Я Верил, я думал…); риза — И душу смутную одень своею ризою жемчужной…(Вечер); рубашка — Палач, в рубашку синюю одетый…(Фра Беато
Анджелико); порфира — Однажды сидел я в порфире златой…(Песня о певце и короле); хламида — Под пёстрой хламидой он прятал косу…(Возвращение); халат — На нём халат изодранный, а новый, Лиловый, шитый золотом, в мешке…(Паломник); пояс — Я надела алый пояс…(Невеста льва); вуаль —
Обвернув лицо зелёной вуалью…(Абиссинские песни); фата — Бледная дева под траурно-чёрной фатой…(В библиотеке); венец. Горел мой алмазный венец…(Песня о певце и короле).
Цветообозначение воинского снаряжения.
Гумилёв сам был военным, его привлекала рыцарская романтика. Нередко герой его лирики — храбрый воин, рыцарь, неотъемлемой частью характеристики которого является воинское снаряжение. Чаще всего для характеристики воинского снаряжения поэт использует цветообозначения разных металлов. Гумилёв употребляет в своей лирике следующие виды военного снаряжения: щит — Их щиты как серебро…(Сказка о королях); Я к серебряному щиту прикую стальную цепь…(Рыцарь с цепью); Сверкнули золотом щиты…(Поединок); Над море встал алмазный щит Богини воинов,
Паллады…(Возвращение Одиссея); меч — Силой огненных мечей…(Сказка о королях); С окровавленным мечом… панцирь — Видят только панцирь белый…(Сказка о королях); Белый панцирь так и блещет…(Неоромантическая сказка); кольчуга — Персей в кольчуге из горящей меди…(Баллада); шлем —
Мерцая шлемом золотым…(Поединок); арбалет — Что сразить морскую гидру
Может чёрный арбалет…(Капитаны). Сюда же мы относим и лексему арена — На арене кровавой…(Игры). Особенностью поэзии Гумилёва является использование для характеристики воинского снаряжения цветообозначения белый — символа честности, чести, чистоты.
К артефактам мы относим также музыкальные инструменты — Златые арфы многострунны…(На молитвы Грига); И серебряный рог заревой…(Завещание); водные сооружения — От кормы, разукрашенной красным…(Помпей у пиратов); Завесы чёрных гондол…(Венеция); изделия из металла — Серебряный рог, изукрашенный костью слоновьей… На бронзовом блюде рабы протянули герольду…(Варвары); а также следующие случаи: В кружевной и розовой кроватке…(Крыса); Что под зонтиком зелёным…(Неаполь);
Ехала чёрная карета…(Сказка); С кипрских холмов золотое вино…(Возвращение
Одиссея); Мне стакан золотого вина…(Отравленный).
Нередко при помощи цветообозначений Гумилёв описывает различные строения. Наименования строений не совсем обычны, экзотичны, что объясняется особенностями художественного мировоззрения поэта. Для цветовой характеристики строений поэт использует яркие, насыщенные цвета, в основном оттенки красного, голубой: А потом в голубом терему…(В небесах); У кого есть дом С голубыми ставнями…(Заводи); И город с голубыми куполами…(Сонет); Голубая беседка Посредине реки…(Китайская девушка); Пред красными, как зарево, шатрами…Юдифь); В пурпуровой зале я слушать был рад…(Песня о певце и короле); И ласкает быстрый Тибр ступени
Гордо розовеющих дворцов…(Каракалла); На пагоде пёстрой…(Я верил, я думал…); Где чернеют остатки забора…(Мечты).
2.3 Цветообозначение реалий религиозного мира
Род Гумилёвых был очень религиозен: дед служил дьяконом, дядя преподавал в Рязанской гимназии, отец поэта учился в духовной семинарии.
В произведениях Гумилёва важен призыв к вере. Поэт часто описывает реалии религиозного мира при помощи цветообозначений. Самым частотным является цветообозначение золотой. Его употребление довольно обычно и имеет в большинстве случаев прямое значение; описывается материал, из которого изготовлен предмет, либо он получает данную цветовую характеристику путём крашения: крест — Мой крест золотой прижимал к губам…(Крест); Но на них золотые кресты…(Родос); монастырь — Но старикам — золотоглавые Святые белые скиты…(Старые усадьбы); Есть на море пустынный монастырь Из камня белого, золотоглавый…(Пятистопные ямбы); В тот золотой и белый монастырь…(Пятистопные ямбы).
Золотой часто сочетается с белым при характеристике реалий религиозного мира. Белый почти так же частотен, как золотой. Но если в сочетании с золотым белый обозначает торжественность, величие, идеал, то употребление колоремы белый с лексемами гроб, труп, говорит о значении смерти, чистоты перед ее лицом: Два белые, белые гроба…(Мне снилось…);
Как мрамор белый женский труп…(Песня о певце и короле).
Сходны употребления цветообозначений розовый и голубой — значение невинности, чистоты, непорочности: рай — Светлый рай, что розовее Самой розовой звезды…(Христос); Блеснёт сиянье розового рая…(Баллада) Созидали башни храмам Голубеющего рая…(Маэстро); На розоватом мраморе могил…(Гиена); И его голубая гробница…(Корабль).
Цветообозначение зелёный дважды употребляется со словом храм.
Зелёный — цвет растений, природы, символ надежды: А потом в твоём зелёном храме…(Каракалла); Вы все, паладины Зелёного Храма…(Капитаны).
Интересно употребление цветообозначений чёрный и огненный в следующем случае: Встал храм, чернеющий во мраке, Над сумрачными алтарями
Горели огненные знаки…(Средневековье). Здесь эти цветообозначения символизируют рок, судьбу.
Цветообозначение пламенный имеет значение яркий, близкий к солнцу:
Как дева пламенного рая…(Дева Солнца).
Употребление цветообозначения красный, усиленного лексемой пламя, со словом Бог глубоко символично — разрушительная сила, сметающая всё старое на своём пути: Русь бредит Богом, красным пламенем…(Старые усадьбы).
5. Цветообозначение отвлечённых понятий
Довольно часто в ранней лирике Гумилёв описывает при помощи цветообозначений некие отвлечённые понятия, не обозначающие предмета, а, следовательно, лишённых цветовых свойств физически, хотя и приобретающие таковые в человеческом сознании.
Такие лексемы, как высота, простор нередко имеют при себе в художественной литературе цветообозначение голубой. Сюда же отнесём и лексему владенья. Все они, без сомнения, имеют положительную коннотацию, связанную с романтическим восприятием мира: Сын голубой высоты…(Песнь
Заратустры); Где-то там, в высоте голубой…(Иногда я бываю печален…); Так ли с сердца бремя снимет Голубой простор…(Ангел-хранитель); Чтоб плыть к бирюзовым владеньям…(Отказ).
Лексема глубина может иметь цветовую характеристику чёрная, если речь идёт об особой окрашенности водоёма в ненастную погоду (в прямом значении): Плавающий в чёрной глубине…(Открытие Америки).
Лексемы со значением света, блеска нередко получают цветовую характеристику, причём поэт использует разнообразные колоремы: Долина серебряным блеском объята…(Сон Адама); Синий блеск наш взор заворожит…(Пещера сна); В красноватом отблеске лампадки…(Крыса); И долго раза на полу Горела пурпурным сияньем И наполняла полумглу Сребристо- горестным рыданьем…(Осенняя песня).
Перейдём, таким образом, к лексемам, которые обычно не имеют цветовой характеристики даже в языке художественной литературы, поэтому их употребление является особенностью поэзии Гумилёва.
Выделим лексемы с явно положительной семантикой, которая подчёркивается цветообозначениями голубой, золотой, лазурный, огненный: счастье — Голубеющим счастьем печали…(Сказка о королях); здоровье — И в жилы пролью золотое здоровье…(Видение); совершенство — Лазурное вскрывалось совершенство…(Орёл); мечты — В нашем зареве мечты…(Дева
Солнца); Огненные грёзы Люцифера…(За гробом); сон — У тех царей лазурный сон…(Мечи и поцелуи).
Присутствуют также и явно отрицательные лексемы, характеризующиеся при помощи колорем чёрный, кровавый: ужас — В их мозгу гнездится ужас чёрный…(Открытие Америки); То беды кровавой не избыть… жребий — Мой чёрный жребий будет вынут…(Возвращение Одиссея).
Интересно употребление цветообозначения золотой со словами горе, безобразье: явно отрицательная коннотация, смягчается в сторону положительной, сочувственной, снисходительной оценки: К золотому безобразью…(Неаполь); В золотом невинном горе…(Мореплаватель Павзаний).
Цветовая характеристика лексемы поцелуй явно символична, красный, кровавый означает земную, роковую, чувственную любовь-страсть:
Поцелуи окрашены кровью…(Это было не раз); От мучительных красных лобзаний…(Завещание).
Присутствуют и другие лексемы, не относящиеся с достаточными основаниями ни к положительным, ни к отрицательным по семантике: жертва —
Жертвой будь голубой предрассветной…(Иногда я бываю печален); мир — Мир мне кажется рябым…(Дождь); цвет — Дышит негою одною С нашим цветом, белым цветом…(Сказка о королях).
Отдельно выделим цветообозначения лексем, имеющих в семантике отношение к настоящему, прошлому, будущему времени или его измерению: годы — И забуду годы чёрные…(Возвращение Одиссея); вчера — Лучше слепое
Ничто, Чем золотое Вчера…(В пути); старина — Такая скучная и томная
Незолотая старина…(Старина).
Употребление лексемы чёрный со словом годы довольно традиционно, а вот цветообозначение золотой с лексемами Вчера, Старина — особенность поэзии Гумилёва.
Существуют в лирике Гумилёва также существительные, сочетающие в своей семантике значение цвета и реалии, которую они обозначают: Пусть пьянящие багрецы Точно окна будут нам…(Сказка о королях); В сверканье сладком белизны…(Анакреонтическая песенка); Крылатого зовёт играть в лазури…(Фра Беато Анджелико); Словно пролит купорос…(Дождь); Только зелень стала чуть зловещей…(Дождь); Католицизм в лазури распростёр…(Падуанский собор).
Есть в поэзии Гумилёва и цветовые характеристики лексем, не нашедших особой тематической зоны в нашей классификации: мифическое существо — Фея гор и властительно-пурпурный гном…(Сказка о королях); болезнь — Где засела малярия с жёлтым бешеным лицом…(Неаполь). Их употребление — особенность поэзии Гумилёва.
Заключение
В нашей работе мы осуществили компонентный анализ единиц поля цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва. Для этого мы решали следующие задачи:
1) путём сплошной выборки выявили все случаи употребления цветовой лексики;
2) определили состав и структуру ЛСП цвета, организованного этими цветообозначениями;
3) установили самое объёмное микрополе и выявили самые частотные цветообозначения;
4) осуществили классификацию цветовых единиц и установили особенности их функционирования в творчестве Гумилёва.
Обобщая материал нашей работы, можно сделать следующие выводы об особенностях цветоупотребления в ранней лирике Н.С.Гумилёва:
1. Состав ЛСП цвета поэзии Гумилёва совпадает с общеязыковым.
Исключение составляет поле жёлтого цвета, которое, в отличие от общеязыкового (в котором доминирует прилагательное жёлтый), получило доминанту золотой. Итак, поле цвета у Гумилёва состоит из
8 микрополей: красного, синего, зелёного, золотого, коричневого, белого, серого, чёрного цветов.
2. Самым объёмным является микрополе красного цвета. Самые частотные цветообозначения — золотой, белый, красный.
3. Обозначения цвета распределяются по тематическим зонам. Мы выделили две основные зоны: природную и социолингвистическую. Каждая из этих зон состоит из нескольких подгрупп, соотносительных с реалиями, которые они описывают.
4. Цветообозначения ЛСП поэзии Гумилёва в основном сохраняют общеязыковое значение, однако качественное цветовое значение лексемы дополняется символическим значением или даже отходит на второй план. Символическое значение создаётся в контексте стихотворения и всего творчества поэта. С помощью цветового окружения, имплицитных цветообозначений может передаваться как традиционно-символическое значение, так и индивидуально-авторское.
Цветовая картина мира Н.С.Гумилёва имеет свои яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения поэта. «Слишком велика, остра и ненасытно чувственна была страсть Гумилёва к яркому, звучащему и красочному миру.
Мало того, что зрение его стиха было цветным и стереоскопичным, многогранным, оно ещё было на редкость жадным, цепким и ненасытно восприимчивым ко всем проявлениям жизни»,[4]- писал Павловский. Тяготение к ярким, насыщенным краскам, к описанию экзотических стран, героев, животных, драгоценных камней и металлов — основное свойство творческой ищущей личности поэта-путешественника. Вот как писал Жирмунский: «Искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, влечёт
Гумилёва к изображению экзотических стран, где в красочных и пёстрых видениях, находит зрительное, объективное воплощение его грёза…»[5]
Сегодня актуальность изучения терминов цвета растёт. Концепция лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает всё более конкретные черты. [Кульпина 2001, 441].
Подробное изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мировоззрения.
Литература
1. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке. —
М.: Наука, 1975. — 287 с.
2. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва: Годы 1886-1913. -М.: Мысль, 1995. —
351 с.
3. Брюсов В. Ремесло поэта (статьи о русской поэзии). — М.: Современник,
1981.
4. Грязнова А. Т. Возвращение к истокам // Русский язык в школе. — №4.
-2002. — С. 67-69.
5. Гумилёв Н. С.: личность и творчество. Николай Гумилёв в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / [сев.-зап. отд.-ние Рос.
Акад. обр-я. Рус. христиан. гуманит. ин.-т. — СПб.: изд.-во Рус. христиан гуманит. ин-та — 1995. — 671 с.
6. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука,
1977. — 407 с.
7. Давидсон А. Б. Николай Гумилёв. Поэт, путешественник, воин. —
Смоленск: Русич, 2001. — 416 с.
8. Клинг О. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилёв и символизм.//
Вопросы литературы. — Вып. 5. — 1995.
9. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках / Факультет иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.:
Московский Лицей, 2001. — 470 с.
10. Лавренев Б. Поэт цветущего бытия: [о Н. С. Гумилёве] // Звезда
Востока. — 1988. — №3. — С. 148-183.
11. Матвеев Б. И. Цветопись в романе Михаила Булгакова «Мастер и
Маргарита» //Русский язык в школе. — №1. — 2003.
12. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. Репринтное издание. —
М.: «Вся Москва», 1990. — 316 с.
13. Николай Гумилёв. Избранное. / Сост., вступ. ст., коммент., лит.-биогр.
Хроника И. А. Панкеева. — М.: Просвещение, 1990. — 383 с.
14. Н. С. Гумилёв: PRO et CONTRA. Сост., вступ. Ст. и прим. Ю. В.
Зобнина. — СПб.: РГХИ, 2000. — 672 с.
15. Павловский А. Николай Гумилёв: [К 100-летию со дня рождения русского писателя] // Вопросы литературы. — 1986. — №10. — С. 94-131.
16. Полушин В. Поэту дальних странствий: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва // Кодры. — 1998. — №6. — С. 128-139.
17. Скатов Н. Н. «Мечту свою создам…» — Поэзия Гумилёва. //Русская литература. Совет. лит.- М. — 1989. — С. 311-317.
18. Смирнова Л. А. Поэзия Н. Гумилёва. Образное воплощение творческого поиска // Русская литература 20 в.: Справ. мат. — М. — 1995. -С. 136-
146.
19. Слободнюк С. Л. Н. С. Гумилёв: Проблемы мировоззрения и поэтики:
Моногр. — Душанбе: Сино, 1992. — 181 с.
20. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для высш. учеб. заведений: В 2 ч. -Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика.
Словообразование./ Под. Ред. Е. И. Дибровой. — М.: Издат.-ий центр
«Академия», 2001. — 544 с.
21. Соколова Т. С. Очерки по русской лингвофольклористике: Монография. —
Белгород, 2002. — С.188.
22. Шемякин Ф. Н. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа (цвет и его название). // Изв. АПН РСФСР. — Вып. 113.
23. Чумак-Жунь И. И. Лексико-семантическое поле цвета в языке поэзии И.
А. Бунина: состав и структура, функционирование. Диссертация на соискание… канд. филологич. наук. — Киев, 1996. — 187 с.
Источники
Гумилёв Н. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ. Ст., примеч. Н. Богомолова. — М.: Худож. лит., 1991. — 590 с.
Словари
1. МАС — Словарь русского языка в 4 т. (АН СССР Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык,
1985-1988.
2. СОШ — Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -17-е изд., стереотип. — М.:
Рус. Яз., 1985, — 797 с.