Галич — история русской глубинки

В нашей стране существует избитая фраза о том, что возрождение России начнется с глубинки. Центрами такого возрождения могли бы стать малые русские города, которых многие сотни по всей России. Особенно те, которые вписали многие славные страницы в историю нашей Родины. Возникнув в глубокой древности, пережив времена своего расцвета и упадка, они в настоящее время являются истинным символом России, носителем той русскости, которая давно утеряна, особенно в таких больших городах, как Москва и Санкт-Петербург.

Город Галич — типичный старинный русский город Центральной России. Период его наибольшего расцвета пришелся на время становления централизованного русского государства. В свое время он сыграл заметную роль в истории России, но затем оказался на задворках экономической и социальной жизни страны.

История Галича

В целом в истории Галича можно выделить пять основных исторических эпох:

1) Древний Галич (дославянская история Галича и раннехристианский этап);
2) Галичское княжество (XIII-XV вв.);
3) Галич как крупный торговый центр (XVI-XVII вв.);
4) Галич как уездный город (XVIII — нач. XX вв.);
5) Галич в советское и постсоветское время.

Галич располагается в центре Костромской области, более чем в пятистах километрах от Москвы и Санкт-Петербурга. Он разместился на низменном юго-восточном живописном берегу Галичского озера у подножия огибающих его дугой холмов. Галич возник на территории, на которой в соответствии с русскими летописями жили финно-угорские племена. Человек появился в районе Галича сразу же после того, как закончилось последнее оледенение, т.е. около 8-10 тыс. лет назад. Вероятнее всего, жившие здесь до прихода славян меря представляли собой не коренную финскую народность, а остатки автохтонов, сохранившихся, видимо, еще от каменного или медного веков, как болгары. Мерянская народность особенно интересна тем, что в т.н. «эпоху городищ» (т.е. во второй половине первого тысячелетия н.э.) уже мог существовать Галич Мерьский, упоминаемый в русских летописях. Вероятно, мерянское городище занимало скорее всего прибрежный холм, на котором впоследствии были сооружены укрепления Балчуга.
Славяне начали проникать в Галичский край примерно в X-XI вв., в результате чего меря быстро обрусели. Возможно, тогда же здесь возникло первое славянское поселение, ставшее со временем одним из центров славянской колонизации этого заволжского края. В русских летописях Галич впервые упоминается под 1238 г. в связи с нашествием татаро-монгол. В Лаврентьевской летописи под этим годом можно прочесть следующее: «Татарове … плениша все по Волзе доже и до Галича Мерьского». Тогда Галич был уже значительным населенным пунктом с мощными земляными укреплениями. Вероятнее всего, город был основан Юрием Долгоруким, в середине XII в, тщательно укреплявшим границы Ростово-Суздальского княжества. Развитию города в то время очень способствовал приток славянского населения в Северо-Восточную Русь из Южной Руси в связи с ослаблением Киевской Руси и опустошением южных районов кочевниками (половцами). Кроме наличия большой доли выходцев из Галича Волынского название Галича может быть связано и со стремлением Юрий Долгорукого закрепить экономические и политические связи с крупным культурным центром Южной Руси XI-XIII в., а с другой стороны подчеркнуть роль Галича как форпоста Северо-Восточной Руси по освоению безбрежного Русского Севера и Вятской земли, тем самым подняв авторитет нового населенного пункта.

Самая первая крепость Галича располагалась на т.н. называемой Шемякиной горе на Балчуге (в переводе с татарского — грязь, пустырь). Остатки этой крепости сохранились до сих пор. Вершину высокого холма венчают осевшие, но еще мощные земляные валы бывшего кремля и в настоящее время достигающие высоты 5,5 м. Эти валы с южной стороны и с запада, где начинался посад, были окружены глубокими рвами. Небольшой по размерам кремль имел в основании прямоугольник, своими меньшими сторонами обращенный на север к озеру и на юг. Восточная сторона заканчивалась довольно крутым скатом, а западная отделяла кремль от посада, где был расположен пруд, соединенный со рвами. По северному скату к озеру был расположен второй более обширный город, имевший самостоятельную систему укреплений. От южной стены этого города, постепенно расходясь и образуя трапецию, спускались две стены, от которых сохранились валы. Внизу их расходящиеся концы были соединены северной стеной, проходившей вдоль озера. Эта трехчленная структура города делала его практически неприступным, но даже в случае взятия города жители могли успеть переплыть на лодках на другой конец озера и уйти в леса. Именно этот город увидели татары, когда подошли к Галичу в 1238 г.

В середине XIII в. Галич был уже довольно-таки важным и относительно крупным городом, через который проходили зарождавшиеся тогда торговые пути между Северо-Восточной Русью и Севером с Вяткой. В иерархической структуре Руси того времени Галич занимал тогда более важное место, чем Кострома и Москва. Об этом говорит то, что в 1246 г. Галич достался четвертому сыну великого князя Ярослава Всеволодовича, тогда как Москва и Кострома соответственно пятому и шестому. В то время Галич становится столицей удельного Галичского княжества, расположенного по левым притокам Волги — рекам Унже и Костроме. Во второй половине XIII-XIV вв. Галич неоднократно подвергался набегам монголо-татар. Находясь на крайнем северо-востоке он был одним из центров обороны русских земель (на протяжении XIII-XVI вв. Галич выполнял в основном оборонную функцию от татар, а также других народов Севера и Поволжья). В первой половине XIV в. Галич вместе со многими другими города был приобретен Иваном Калитой, хотя местные князья правили здесь от имени московского князя вплоть до 1363 г., когда галичский князь Дмитрий, пользуясь малолетством московского князя Дмитрия Ивановича, попытался освободиться от власти Москвы, но потерпел неудачу. После смерти Дмитрия Донского Галич достался в наследство его второму сыну Юрию. В конце XIV в. Галич несколько раз подвергался нападениям татар, но в 1396 г. галичская рать под руководством Юрия Дмитриевича совершила опустошительный поход в окрестности Казани, надолго отбив у татар охоту нападать на галичские земли (только в 1427 г. татары снова подступили к Галичу).

Но больше всего Галич в истории России связан с Феодальной войной в первой половине XV в. После смерти московского князя Василия Дмитриевича галичский князь не признал московскую систему престолонаследия от отца к сыну, и после двух нанесенных ему оскорблений со стороны нового московского князя князь Юрий начал междоусобную войну за обладание Москвой. После его смерти борьбу продолжили его сыновья. Галичское княжество, обладая в то время значительными материальными ресурсами и сохраняя известную экономическую и политическую обособленность проявило в итоге яркий сепаратизм. Скорее всего именно тогда и сооружается вторая крепость на городище рядом с Балчугом. Эти укрепления начала XV в., расположенные на самой вершине Балчуга на ровной площадке, с северо-запада примыкают к укреплениям XII в., а с юго-востока новый город был укреплен насыпными валами и рвами, смыкавшимися с оврагами. Эта война с переменным успехом длилась целую четверть века — за это время галичские князья неоднократно захватывали Москву, но в итоге победа осталась за московским князем. Галичские князья проиграли по многим причинам: это и более благожелательное расположение Орды, самих москвичей и других русских князей к Василию Темному, и периферийное положение Галичского княжества на Руси, и частые набеги татар на Галич, и вероломство Шемяки, ослепившего Василия II, и общепризнанная политика московских князей по собиранию русских земель, и позиция Церкви… В 1450 г. Галичское княжество окончательно присоединяется к Москве, а Галич становится просто центром большого уезда. В XV-XVI вв. Галичский уезд разделялся на «осады» (волости): Солигаличскую, Чухломскую, Судейскую, Парфеньевскую, Кологривскую и Унженскую. Для управления Галичем и его землями в Москве был создан особый приказ — «Галицкая четь» или «четверть» — такое большое значение придавалось в Москве в это время этим землям.

Во второй половине XV в. Галич становится опорным пунктом Москвы для борьбы с казанскими татарами и для завоевания Поволжского района. Наличие же возле Галича множества холмов и труднопроходимых лесов только увеличивало обороноспособность города. Но частые нападения татар на Галичскую землю заставили построить новые усиленные укрепления в Галиче, Кологриве и Ветлуге. Т.к. резкие изменения, произошедшие в развитии русского военно-инженерного искусства во второй половине XV в., привели к необходимости построения в Галиче новой более современной крепости, т.к. старая крепость на Балчуге не годилась для эффективного применения крепостной артиллерии(по П.А. Раппопорту). Поэтому тогда сооружается уже третья по счету крепость, находящаяся сейчас в центре современного Галича. Эта крепость просуществовала до начала XVII в., когда была сожжена поляками. Оборонное значение Галича сохранялось до тех пор, пока в 1552 г. Казанское ханство не было присоединено к русскому государству. Постепенно Галич оказался далеко от рубежей в глубине страны. Хотя в XVI-XVII вв. Галич стал одним из плацдармов по освоению Сибири — это был один из факторов, предопределивших экономическое возвышение Галича в то время.

Галич, хотя это и менее известно, был родиной самозванца Григория Отрепьева. Поэтому во время Смутного времени город оказался во власти поляков, но в результате восстания Галич сумел освободиться от интервентов. Но в 1609 г. карательная экспедиция под командованием Лисовского сожгла город. Тогда население Галича частью было перебито, а частью ушло в леса. Позднее Галич принял активное участие в первом и втором ополчениях. Но несколько десятилетий после Смутного времени Галич с трудом оправлялся от нанесенного ему ущерба. Тогда Галич чуть не превратился в обычное село, но удобное географическое положение на торговых путях (см. ниже) помогло Галичу восстановиться. До польской интервенции большая часть Галичского уезда состояла из т.н. «черных» земель, а жившие на них крестьяне назывались черносошниками и не знали крепостного права. После Смутного времени царь Михаил Федорович раздал галичские земли помещикам и родовитым боярам (Шереметьевым, Мстиславским, Щенным, Морозовым, Урусовым и др.). Это послужило почвой для прокатившихся потом по галичским землям крестьянским восстаниям (Степана Разина и П. Булавина).

В XVI-XVII вв. увеличивается торговое значение Галича, через который проходят древние торговые пути, имевшие в прошлом огромное экономическое значение для развития города. Удобное географическое положение Галича на торговых путях между Центром России и Севером сделало в итоге Галич крупным торговым центром XVI-XVIII вв. Еще в XVI в. с установлением через Галич торгового пути от Москвы к Вятке торговое значение еще более укрепляется. Тогда же на север через Солигалич устанавливается путь к Северной Двине и Архангельску, имевший особенно большое значение в XVII-XVIII вв. В это время Галич ведет обширную торговлю с Архангельском по Северо-Двинскому тракту. Тогда же Галич имел довольно значительную торговлю с Москвой и Санкт-Петербургом. Торговля с Архангельском и Москвой велась в основным пушным товаром и опойкой. На протяжении XVII в. Галич был средоточием торговли всей костромской земли. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией.
Но уже в XVIII в. Галич стал терять то положение, которое занимал в экономической (торговой) жизни страны. Постепенно путь на Север (в Архангельск) через Галич стал терять свое значение и переместился в сторону Костромы и Ярославля. В 1708 г. при разделении России на губернии Галич был приписан к Архангелогородской губернии, а в 1719 г. была выделена Галичская провинция, куда вошли Солигалич, Чухлома, Унжа, Парфентьев, Судай и Кологрив. Но к концу XVIII в. Галич постепенно теряет главенствующее положение в этой части России и в 1778 г. стал уездным городом Костромской губернии. Кострома в итоге оказалась ближе к основным транспортным путям того времени (на Архангельск, Москву и Санкт-Петербург). Кроме того Кострома стоит на Волге, приобретшей тогда важное транспортное значение. С тех пор Галич больше не оставил в истории России какого-либо заметного следа. Потеряв статус крупного торгового центра на уровне всей России, он сохранил за собой лишь статус внутригубернского межуездного торгового центра.

Наиболее древним видом хозяйственной деятельности человека в районе Галича был рыбный промысел, развитию которого способствовало огромное ихтиофаунистическое богатство Галичского озера, являющегося самым крупным в Костромской области. В озере водилось 15 видов рыб, наиболее важными из которых для рыбного промысла были: плотва, ерш, окунь, лещ и щука. С самого основания Галича рыбная ловля стала одной из главных разновидностей хозяйственной деятельности. Первоначально рыбная ловля носила потребительский характер, но с течением времени, когда рыба стала предметом торговли, рыбная ловля приобрела характер промысла. С этого момента она начинает регулироваться особыми правительственными указами и грамотами, которые выдавались, начиная со времен Ивана Грозного. Рыбаки, объединявшиеся в артели, за ловлю рыбы в озере должны были уплачивать оброк. Регулирование рыбной ловли особыми грамотами свидетельствует о том, что рыбный промысел на Галичском озере был довольно крупным и по своему значению имел далеко не местное значение. Большая роль рыбной ловли в хозяйстве Галича, ее артельная организация и особое положение города обусловили появление в Галиче особой слободы — Рыбной, первое упоминание о которой относится к 1626 г., хотя она существовала и несколько веков до этого. Сам характер промысла требовал, чтобы поселение было на самом берегу озера и в то же время рядом с городом — главным потребителем рыбы (которая к тому же сбывалась в Кострому и Москву). Свое значение рыбный промысел сохранял и в XIX в., и в первой половине XX в.

В Галиче исстари было развито и кожевенное производство. В кустарных мастерских вырабатывали кожу для подошв сапог и башмаков, для голенищ и перчаток. Замшу изготовляли из оленьих шкурок, которые привозили с Севера. Славились и галичские мастера каменщики. Еще во времена Дмитрия Шемяки в Галиче вырабатывали селитру, потом ее производство прекратилось, а возобновилось только в XVII в. Рано в Галиче началось и изготовление кирпича для строительства каменных зданий. Уже в XVIII в. здесь работал кирпичный завод, изготовлявший более полумиллиона кирпича в год. Занимались галичане и выплавкой железа из местных болотных железных руд — в XVII в. район Галича был одним из центров выплавки железа. Значение Галича как относительно крупного торгового центра сохранялось и в первой половине XIX в., хотя в это время количество купцов в городе сократилось почти вдвое. Но все-таки в это время Галич уже значительно уступал по своему значению Костроме и по развитию торговли занимал в губернии второе место. Главными предметами торговли тогда были меховые и кожевенные товары, а также рыба. Эти товары отправлялись в Москву, Петербург, Архангельск, Нижний Новгород. В 1825 г. в городе строятся Торговые ряды, сохранившиеся до сих пор. В первой же половине XIX в. в городе появляются промышленные предприятия по обработке мехов (в 1845 г.), замши, кожи, а в 1854 г. известный галичский купец Вакорин открыл фабрику по производству перчаток.

Раз в году (с 1 по 6 декабря) в Галиче проходила ярмарка, на которую приезжали костромские, ярославские и павловские купцы).

Во второй половине XIX в. и в начале XX в. Галич, находящийся в стороне от строившихся в то время железных дорог в России, окончательно теряет то торговое значение, которое он имел раньше. В связи с этим ряд его промышленных предприятий, возникших в первой половине XIX в., закрывается, а оставшиеся развивались очень медленно. В это время население города почти не увеличивалось.
До проведения через Галич железной дороги во внешних экономических связях этого района выделяется ряд отходящих от Галича трактов. Связи с Костромой осуществлялись по Костромскому тракту, который имел также транзитное значение по пути к Вятке. На запад через Орехово идет Буйский тракт, по которому движения товаров почти не было (т.к. они переправлялись по Вексе), зато значительным было пассажирское сообщение. На север идет Чухломской тракт, по которому происходит большое пассажирское и грузовое сообщение, через Чухлому же устанавливается и сообщение с Солигаличем. На восток идет Кологривский тракт, использовавшийся зимой для подвозки леса, а на юго-восток идет Макарьевский тракт, связывающий Галич с крупным торговым центром того времени на Унже — городом Макарьевым. На юг от Галича идет Кинешемский тракт по направлению к крупному волжскому порту — Кинешме. С проведением через Галич железной дороги за исключением тракта в Чухлому и Солигалич, для которых Галич стал ближайшей железнодорожной станцией, остальные тракты потеряли то значение, которое они имели раньше, и начали использоваться только в местном пригородном сообщении. Галичский район, как и весь крайний северо-восток Заволжья, вплоть до начала XX в. лежал в стороне от железнодорожной сети России. Это отражалось на экономике района в этот период, закрепляя в нем определенную отсталость сравнительно с центральными районами страны.

Промышленное развитие Галича несколько усилилось после проведения через город в 1906 г. железной дороги, соединившей Петербург через Вологду с Вяткой и Уралом. Это резко изменило транспортно-географическое положение района Галича (В 1905 г. известный русский издатель начала века Сытин предлагал построить еще и железную дорогу Галич-Кострома, т.к. «Галич, имея в младенческом периоде свои кожевенные и прочие заводы, в виду невозможности развития их из-за неудобства доставки, получив здесь узловую станцию … мог бы развить свою промышленность и торговлю до высокого положения, что могло бы способствовать в материальной поддержке … и обедневших соседних уездов …, среди которых он стоит главным центром производства и торговли. Вышеозначенные уезды и села так тесно связаны с Галичем, что операции оптовых закупок, необходимых для торговли, производятся отсюда. Станция же Буй стоит в стороне и не может принести такой очевидной пользы для внутренних уездов Костромской губернии».) и еще больше подчеркнуло роль Галича как важного межрайонного центра Костромской губернии. Галичский уезд был в то время был преимущественно сельскохозяйственным, хотя природные условия Галичского района никогда не благоприятствовали развитию здесь земледелия, поэтому в экономике района во второй половине XIX в. и в начале XX в. отмечался резкий отход сельского населения на неземледельческие заработки. Отход в основном происходил в весенне-летний период и был тесно связан со строительными работами в Петербурге, куда и направлялась подавляющая часть отходников (которых поэтому и прозвали «питерщиками»). Развитие такого явление, как отход, было связано с растущей дифференциацией крестьянства: ростом крестьянской бедноты, с одной стороны, и образованием крупных «кулацких» крестьянских хозяйств, с другой. В связи с отходом значительной части сельского населения на неземледельческие заработки за 30 лет перед Первой Мировой войной посевная площадь в Галичском уезде сократилась на 30 %, резко уменьшились посевы зерновых культур. Поэтому уже в начале XX в. примерно половина необходимых городу хлебных грузов поступала из других районов страны. В целом сельское хозяйство Галичского уезда представляло собой скорее натурально-потребительское хозяйство, к которому относилось и приозерное овощеводство с выращиванием огурцов в Рыбной слободе. В начале XX в. складывается и товарное льноводство, но больших размеров оно не достигло.

Леса, занимающие значительную часть территории Галичского района, давно играют важную роль в экономике района как для получения деловой древесины, так и дров. До революции в Галичском районе в структуре лесов резко преобладали частновладельческие леса. Для транспортировки леса использовались реки, впадающие в Галичское озеро, само озеро и вытекающая из него Векса. Лес водным путем транспортировался в реку Кострому, а затем в Волгу. С проведением через Галич железной дороги часть леса начинает вывозиться по ней. В начале XX в. в Галичском районе возникают лесопилки, производящие доски, брусья и тес. В истории Галича и его хозяйственной и социальной жизни всегда определенную роль играла Церковь, хотя особенно большой в хозяйственной жизни города эта роль не была никогда. Христианство начало проникать сюда еще в XI в., а полностью язычество было вытеснено в XII- нач. XIII вв. Галичская земля была родиной четырех русских святых: Св. Филиппа, митрополита Всея Руси, Павла Обнорского, Макария Унженского и Паисия Галичского. Наибольшее значение имели монастыри, которые были средоточием церковной жизни, а в XIV-XVI вв. выполнявшие и оборонные функции. Кроме того в галичской земле им принадлежали некоторые земельные участки. Наиболее старым и известным монастырем был Паисиев монастырь, расположенный недалеко от Галича. Он появился в конце в конце XV в., а свое название получил по имени святого Паисия, бывшего в нем настоятелем в первой половине XV в. Этот монастырь сыграл заметную роль в жизни Галича (особенно во время Феодальной войны). До сих пор каждый год 5 июня в Галиче справляется день Св. Паисия. Всего в XVI-XVII в. в районе Галича насчитывалось 10 монастырей, но потом их число уменьшилось. До революции в Галичском уезде было 2 монастыря, по 133 церкви и часовни, а в самом городе насчитывалось 17 церквей и 5 часовен. Интересно, что в начале XX в. наибольшей популярностью пользовалось духовное, а не местное уездное училище. После революции в Галиче все церкви были постепенно закрыты, а некоторая часть из них — просто уничтожена. Многие стоят сейчас в городе в разрушенном виде, в других же разместились хлебокомбинат (в Спасо-Преображенском соборе), педагогическое училище (в Никольском староторжском монастыре), склады и т.д. Сейчас в городе осталось всего 3 церкви. В последние годы РПЦ постепенно начала восстанавливать разрушенные храмы (Введенская церковь, Паисиев монастырь, превратив его при этом в женский), но этот процесс идет очень медленно в связи с отсутствием материальных средств.)…

В советское время Галич становится районным центром — сначала Ивановской промышленной области, затем с ее разукрупнением Ярославской, и, наконец, с разукрупнением последней, Костромской области. В это время роль Галича, расположенного на важных путях в северные районы области, как межрайонного центра еще больше возрастает. В нем находились базы межрайонного значения, обслуживающие Чухлому, Солигалич, Судай, Парфентьево, Палкино и Антропово. После соединения железной дорогой Буя с Даниловым, которая обеспечила прямой выход к Москве, более тесными стали связи Галича с центральными районами страны (до революции Галич экономически был, скорее, связан с Петербургом, чем с Москвой). Еще больше эти связи укрепились после строительства железнодорожной ветки Кострома-Галич, при этом Галич стал узловой станцией. Кроме того прямая железнодорожная связь с областным центром еще больше увеличила роль Галича в качестве межрайонного центра Костромской области. За годы советской власти экономическая структура города и района сильно изменилась. Появилось много новых производств, и в результате Галичский район (вместе с городом Галичем) из почти полностью аграрного превратился в индустриально-аграрный район. В это время город бурно развивается, его население увеличивается почти в три раза (до революции в городе проживало всего 7 тыс. чел.).

Во время коллективизации в районе было образовано 23 колхоза и совхоза, наиболее известным из которых был совхоз им. Кирова. В 30-50-е гг. в районе работали три МТС — Галичская, Степановская и Пронинская, располагавшие мощным по тем временам парком сельскохозяйственных машин. В структуре сельского хозяйства также произошли резкие сдвиги. Если до революции Галичский район характеризовался как район преимущественно зерновой (в 1916 г. зерновые культуры занимали 90 % посевной площади), но постепенно роль незерновых культур (горох, картофель, овощи) увеличилась. Особенно сильно возросли посевы льна и кормовых культур, занимавших в дореволюционное время ничтожную площадь. Развитие кормовой базы в районе позволило в итоге развить и молочное скотоводство, тесным образом связанное со строительством маслодельно-сыроваренных заводов, число которых в 1940-х гг. достигло 11 (самый крупный — в Галиче). Наряду с разведением крупного рогатого скота в районе были представлены также овцеводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В 1978-1979 гг. под Галичем строится самая крупная в Костромской области птицефабрика. Заметную роль в экономике района играло и лесное хозяйство, представленное пятью лесничествами — заготовлялась как деловая, так и дровяная древесина. В 1928 г. в Галиче была создана деревообделочная фабрика, преобразованная позднее в мебельную. Довольно крупное значение до 1950-1960-х гг. имело и рыбное хозяйство. Еще в 1933 г. был создан рыболовецкий совхоз (им. Сталина), ежегодно вылавливавший до 700 т. рыбы. Но в связи с обеднением озера рыбой в последующие годы объемы вылова резко уменьшились. Для переработки добываемой рыбы в Галиче был построен рыбозавод.

В структуре промышленности происходят коренные сдвиги. Вместо мелких кустарных производств возникают крупные промышленные предприятия (такие как Галичский леспромхоз, экскаваторный завод). В 1918 г. возникает будущий флагман промышленности города Галича. По началу это был хромовый завод «Юный ленинец», но вскоре он был преобразован в мотороремонтный; новая реорганизация произошла в 1960 г., когда на его месте возникло крупное машиностроительное предприятие — экскаваторный завод и, наконец, в 1986 г. он был перепрофилирован в автокрановый завод. Фактически экскаваторный, а затем и автокрановый, завод был градообразующим предприятием Галича. В 1928 г. создается металло-деревообделочная фабрика, преобразованная позднее в объединение «Металлист». В 1927 г. возникает артель «Работница» — основа будущей швейной фабрики. Кроме того в городе возникают электростанция, кирпичный завод, ликероводочный завод (изначально спиртозавод), хлебокомбинат и т.д.
Т.о., основная производственная и материально-техническая база промышленности Галича была заложена еще в 1920-30-е гг., во время индустриализации. По сравнению с дореволюционными годами, это был резкий скачок в развитии. Но на общем фоне индустриального развития страны этот сачок локален, незначителен. Практически почти все предприятия имеют только местное значение, в лучшем случае областное (за исключением автокранового завода), и работают преимущественно на местном сырье. За пределами Костромской области Галич становится практически неизвестен. В общем, Галич уже на протяжении двух веков выполняет в основном роль относительно крупного межрайонного центра Костромской области, чему способствует удобное положение города в центре Костромской области, а также удобное (в пределах области) транспортно-географическое положение, т.к., во-первых, Галич — узловая железнодорожная станция, через которую проходят две железные дороги (Вологда-Киров и Кострома-Галич), связывающая город с другими районными центрами Костромской области (Буем, Шарьей, Неей и т.д. и Костромой), а во-вторых, через город проходит единственная автодорога в Чухлому и Солигалич.

Галич в настоящее время

В результате в настоящее время Галич — типичный малый русский город с полным набором современных экономических и социальных проблем. Находящийся в географическом центре Костромской области город Галич вместе с районом отражает в наибольшей мере ситуацию, сложившуюся в хозяйстве и социальной сфере Костромской области. В городе есть предприятия и машиностроения, и легкой промышленности, а сельское хозяйство в наибольшей степени отражает специализацию области на мясомолочном скотоводстве. Но в наибольшей степени предприятия города и Галичского района направлены на переработку местного сырья. В городе сложилась сложная демографическая ситуация: постепенно населения Галича уменьшается, а приток населения извне фактически прекратился. Еще хуже ситуация в районе — характерные для российской сельской местности депопуляционные тенденции здесь достигли такого размера, что дальше селу остается только вымереть. В хозяйстве наиболее тяжелая ситуация сложилась в лесном и машиностроительном производствах, которые практически развалены. Это т.н. предприятия дальней специализации, столкнувшиеся с большой проблемой сбыта своей продукции вообще. Бывший когда-то градообразующим предприятием города автокрановый завод в настоящее время еле-еле сводит концы с концами. Легкая промышленность в полном упадке, только обувная фабрика еще как-то держится на плаву за счет спецзаказов. Как-то еще крутятся производства, работающие на местном сырье — это в основном предприятия пищевой промышленности (т.е. предприятия местной специализации). Но здесь сложилась парадоксальная ситуация: практически не находя сбыт своей продукции на местном рынке они вынуждены отправлять ее, неся огромные транспортные издержки, в другие регионы, преимущественно в Москву.

В сельской местности ситуация вообще не поддается описанию: существование бывших совхозов и колхозов сводится только к получению хоть какого-то количества «живых» денег при том, что все сельскохозяйственные производства убыточны, включая и мясомолочное скотоводство. Фактически существование всех предприятий города и района основано на нелегальных схемах расчета и производства, вследствие чего налоговые поступления в бюджеты всех уровней власти минимальны. Местные власти, представляющие собой выходцев из бывшей партноменклатуры и не приспособившиеся к современным экономическим условиям, ввиду отсутствия финансовых средств и необходимого опыта, а также необходимого объема власти на местном уровне не могут в полной мере решать все проблемы города и района. Чувствуется огромная разница между местными властями и руководителями местных предприятий: последние, как правило, используют все доступные им способы для того, чтобы их производство выжило.
Положительные тенденции наметились и в социальной сфере: но только там, где возможно быстрое получение прибыли (торговля, общественное питание, гостиничный бизнес и т.д.), в бюджетной же сфере полный застой, вызванный отсутствием достаточного финансирования. Парадоксальная ситуация в сельской местности: практически вся старая система социального обслуживания населения сохранилась, несмотря на финансовые и депопуляционные проблемы села. Началось сюда и проникновение частного обслуживания, но его развитие (как и в городе впрочем) очень сильно тормозится из-за отсутствия денег у населения. В настоящее время фактически в город не производится никаких инвестиций — фактически в Галиче крупных финансовых средств нет и пока взяться им неоткуда. В такой ситуации говорить о каких-либо перспективах дальнейшего развития города очень сложно.
Естественно, что удобное географическое и транспортно-географическое положение Галича в центре Костромской области будет и дальше способствовать его развитию как межрайонного центра области. В связи с этим небольшие пищевые и деревообрабатывающие предприятия, работающие на местном сырье в перспективе могут встать на ноги и даже развиваться. Но такое крупное предприятие как птицефабрика, не имеющая рядом рынка сбыта, из-за транспортных издержек бесперспективно.

В сельском хозяйстве же должна сохраняться традиционная для этого района России специализация на мясомолочном животноводстве, для которого здесь существуют наиболее благоприятные природные условия, но с большей диверсификацией всего сельского хозяйства. Хотя вообще сельское хозяйство как отрасль никогда не сможет подняться самостоятельно: необходимы целевые государственные дотации (как это принято в большинстве развитых стран мира) и разумная протекционистская политика Правительства по отношению к иностранным продовольственным товарам. В будущем во многом развитие города зависит от роли железнодорожного транспорта в грузо- и пассажирообороте страны. В будущем в связи со строительством новых крупных морских портов в Финском заливе дорога с Вятки и Урала на Санкт-Петербург может иметь гораздо большее значение, что соответственно благоприятно скажется и на развитии города. В конце концов Галич с его памятниками истории и архитектуры и красивой природой обладает огромным рекреационным потенциалом. Но для развития туризма необходимы огромные капиталовложения в развитие инфраструктуры и сферы обслуживания и реставрацию историко-архитек-турных памятников. Представляет интерес и включение Галича в большой туристический маршрут по Костромской области (Кострома, Галич, Чухлома, Солигалич, возможно, Макарьев…). Эта территория может быть использована и для организации домов отдыха и курортов.

По сути говоря, в итоге Галич (как и вся Костромская область) оказался полупериферийным районом России без каких-либо особых перспектив развития в будущем.

***

Название
Галич
Расположение

В Костромской обл., в 121 км к с.-в. от Костромы. Расположен на окраине Галичско-Чухломской возвышенности, на ю.-в. берегу Галичского озера (площадь озера 75,4 тыс. кв. км., глубины до 5 м, берега низкие, дно илистое; впадает несколько мелких рек, вытекает р. Векса — левый приток р. Кострома; ледостав с октября по апрель); центр Костромского Заволжья.

Статус

Город областного подчинения, районный центр.
Население
21,5 тыс. чел. (1992; 6,2 тыс. в 1897; 8,9 тыс. в 1926; 19 тыс. в 1970).

Промышленность

ПО «Металлист», заводы — автокрановый, кирпичный, коженевый, льнозавод; фабрики — мебельная, обувная, швейная; пищевая промышленность — мясокомбинат, маслосырзавод, ликеро-водочный завод, хлебокомбинат). Леспромхозы. В районе Галича ведутся лесозаготовки. В Галичском озере содержатся большие запасы иловых отложений (сапропель), используемых как удобрение и как сырье для энергохимического комбината, галичский сапрпель обладает высокими целебными качествами.

Транспорт

Узел ж.-д. линий (на Буй, Киров и Кострому). Аэропорт. Городской транспорт — автобусы.

Культура
Нар. театр. Краеведческий музей с историч. экспозицией и собранием картин галицкого художника С.А.Власова.

Планировка

Город в кон. 18 — нач. 19 вв. застраивался по регулярному плану. Гл. торговая площадь города — его композиционный центр (расположена рядом с территорией бывшего кремля, на месте старого торжища) — оформлена зданиями бывших торговых рядов с колоннами (1825) и каменными строениями кон. 18 — нач. 19 вв. Бывший кремль застроен невысокими каменными домами (среди них 2-этажные особняки нач. 19 в.), в его центре располагаются Спасо-Преображенский собор (1815, перестроен в верхней части, хлебокомбинат) и Преображенская церковь в стиле позднего провинциального барокко (1774). На одной из центральных улиц, соединившей торговую площадь с городищем Балчуг, сохранилась старая застройка (каменные и деревянные одно-, двухэтажные дома кон. 18 — нач. 19 вв.). За Балчугом, на территории бывшей Рыбной слободы, вытянутой вдоль берега Галичского озера, — церковь Василия Великого (2-ая пол. 18 в.). У южной окраины современного Галича на холме между Костромской и Кинешемской дорогами, находится Паисиев монастырь (осн. в 14 в.) с монументальным Успенским собором (16 в.; ранее пятиглавый, йцелела центральная глава) и тесно примыкающей к его ю.-з. углу массивной шатровой колокольней; рядом с собором Троицкая церковь на высоком подклете с трапезной (1642; ныне утратила свое 3-главое завершение, внутри — резной золоченый барочный иконостас).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rocich.ru/

Поделиться материалом: